Папки-передвижки

Что такое дислексия? Профилактика нарушений чтения

Козырева Юлия Михайловна
Что такое дислексия? Профилактика нарушений чтения
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению.

Публикация «Что такое дислексия? Профилактика нарушений чтения» размещена в разделах

Не во всех школах дети могут получить необходимую логопедическую помощь. Поэтому задача профилактики дислексии чрезвычайно важна и необходима в наши дни. При выявлении дислексии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики, чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах - это происходит в 46% случаев.

Чтение - одна из сложных и значимых форм речевой деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И, наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Основная задача чтения - понимание письменного сообщения.

Процесс чтения включает в себя следующие операции:

восприятие графического образа слова;

перевод графической формы в звуковую;

понимание прочитанного.

Успешное и быстрое становление навыка чтения возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: звукопроизносительной стороны речи (нельзя предлагать ребенку букву, если звук, который она обозначает, отсутствует либо искажается в устной речи ребенка); фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем) и фонемного анализа (возможности выделения звуков из потока речи, в противном случае ребенок в последующем может смешивать и буквы, обозначающие звуки, не дифференцируемые на слух; зрительного анализа и синтеза, а также зрительной памяти (способности определять сходство и различие между буквами и возможность запоминать зрительный образ буквы); пространственных представлений (способности определять расположение элементов букв в пространстве и дифференцировать сходные по написанию буквы); интеллектуальной (у ребенка должен быть достаточный запас знаний и представлений об окружающем, в противном случае читаемые слова не будут вызывать у ребенка конкретные зрительные образы и ассоциации, а навык чтения приобретет механический характер, не сопровождаемый пониманием смысла прочитанного).

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно. Родителям и воспитателям детей с тяжелыми нарушениями речи для профилактики дислексии рекомендуется в повседневном общении уделить внимание:

1. Развитию фонематического восприятия:

узнавание неречевых звуков, звуков речи;

различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз.

различение слов, близких по звучанию.

2. Работе над звукопроизношением. :

прежде всего, необходимо контролировать в речи ребенка все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3. Развитию навыков звукового анализа и синтеза: выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков;

различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); выделение любых звуков из состава слова; умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова; умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов; обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им; обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок; другой вид работы - подбор однокоренных слов; активизация словарного запаса. 4. Развитию грамматических навыков: работа над пониманием и употреблением предлогов; составление предложений по картинкам, сериям картинок. 5. Развитию связной речи. составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Игры и задания для профилактики дислексии : I. Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне звука. 1.«Разноцветные мячики» с использованием мячей красного и синего цвета (Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков. Развитие внимания, быстроты мышления). Содержание игры: Поймать мяч, назвать соответствующий звук. Взрослый бросает мяч, поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный –если синего цвета. Усложнение: а) Назвать слог, начинающийся с гласного (согласного) звука. б) Назвать слово, начинающееся (заканчивающееся) заданным звуком.

2.«Молчанка» с использованием предметных картинок. (Развитие фонематического восприятия, внимания, дифференциации фонем.) Содержание игры: хлопнуть в ладоши, если в названии слова есть заданный звук. Взрослый показывает картинку. Дети хлопают в ладоши, если в названии слова есть заданный звук. Усложнение: Заданный звук находится в начале (конце, середине) слова. Вариант: а) «Кто в домике живет?» Поселить в домики тех животных, в названии которых есть заданный звук. б) «Кто быстрее?» Выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук. (Соревнование по командам).

3.«Где звук?» Используется полоска с тремя частями, кружочки для гласных звуков красного цвета, для согласных -синего цвета. (Нахождение места звука в слове, развитие фонематического восприятия) Содержание игры: показать кружком на схеме место звука в слове. Взрослый называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове, показывают на схеме кружочком нужного цвета. Усложнение: Определить место звука в двух разных позициях слова.

II. Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне буквы. 1.«Близнецы» с использованием парных карточек с буквами. (Развитие зрительного внимания, памяти, восприятия) Содержание игры: Найти пары букв. У ребенка по 3 –6 карточек с разными буквами. Дети по очереди берут и переворачивают по 1 карточке из стопки. Кто найдет одинаковую букву –забирает себе в пару, если нет –возвращает ее в стопку. Победитель –у кого больше собранных пар букв. Усложнение: а) Встречаются карточки с «зеркальными» буквами, которые брать нельзя. Кто ошибся –в виде штрафа возвращает 1 букву в игру. б) Придумать слово к этой букве, начинающееся с соответствующего звука, стоящего в начале (середине) слова.

2.«Сломанные буквы» с использованием карточек с элементами букв. (Развитие зрительного внимания, памяти, пространственного и зрительного восприятия.) Содержание игры: «Починить» букву (найти недостающий элемент, чтобы получилась буква) Взрослый рассказывает историю о пролетевшем ветре – урагане, который сломал буквы, и предлагает помочь буквам: дети выходят по очереди и составляют буквы а) из элементов (2-3); б) из половинок букв Усложнение: Встречаются карточки с «зеркальными» элементами букв, которые брать нельзя. Кто ошибся –должен в виде штрафа вернуть 1 букву в игру.

III. Предупреждение ошибок чтения на уровне слога 1.«Подарки» с использованием картинок, игрушки. (Развитие слогового анализа, фонематических представлений, дифференциации фонем) Содержание игры: Подарить картинку. На день рождения игрушке дарили подарки. Из данных картинок – «подарков» подарите те, в названии которых есть слог. и т. д. Вариант: «Кто в тереме живет?». Положить картинку на нужный этаж дома, в названии которой есть заданный слог.

2.«Прятки» с использованием предметных картинок. (Развитие звукового анализа, фонематических представлений) Содержание игры: Составить слог. Звуки в прятки поиграли, И в словах же потерялись. Дети выделяют из названий предметов на картинках первые звуки и составляют из них слог. Затем придумывают слово с этим слогом. Вариант: «Внимательные ушки». На слух выделить в слове первый слог.

IV. Предупреждение ошибок чтения на уровне слова 1.«Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» с использованием мяча. (Развитие умения делить слово на слоги, слухового внимания) Содержание игры: количество слогов отбить мячом. Взрослый, бросая мяч, называет слово. Ребенок проговаривает его по слогам и одновременно отбивает мячом. Возвращает мяч, называет количество слогов в слове. Усложнение: «Слово это изменяй, изменяя –удлиняй». Изменить слово, чтобы оно стало двусложным. Вариант: «Цветочный магазин». Купить цветы, заплатив столько монет, сколько слогов в названии цветка.

2. «Почта» с использованием картинок домов с номерами, конверты с картинками. (Развитие слогового анализа, фонематических представлений) Содержание игры: Необходимо разнести письма. Игроки по очереди разносят письма по домам, номера которых соответствуют количеству слогов в словах. Остальные проверяют –отхлопывают в ладоши структуру слова. Усложнение:а) Слова со сложной слоговой структурой. б) Номера домов обозначают количество звуков в слове.

V. Предупреждение ошибок чтения на уровне предложения. 1.«Дружныеслова» с использованием мяча. (Развитие согласования слов в предложении, внимания, быстроты мыслительных процессов) Содержание игры: Составь предложение. Мячик прыгать я заставлю, Предложение составлю. Взрослый, бросая мяч, называет несогласованные слова. Ребенок составляет из них предложение, возвращает мяч. Усложнение: а) Увеличение количества несогласованных слов. б) Добавить в предложение 1-2 слова.

2. «Путаница» с использованием письма. (Развитие синтеза и анализа предложения, слуховой памяти) Содержание игры: «Распутать» предложения. Взрослый читает полученное письмо, в котором в предложении перепутаны слова. Взрослый читает ряд слов, а дети, переставляя слова, составляют предложение. Усложнение: а) Увеличение количества слов в предложении. б) «Распутать» слова из двух предложений одновременно.

Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы. Вот несколько приемов, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв: лепка из пластилина вырезание из цветной бумаги

выжигание на дощечках отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка) узнавание буквы на ощупь (игра "Умные ручки")

вычеркивание заданной буквы из текста

(игра "Зоркие глазки")

письмо букв на снегу, песке, крупе

Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект совместной НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.

Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.

Комплексное занятие в подготовительной группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо?» Комплексное занятие в подготовительной группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Закрепить понятия о добре и зле,.

Конспект НОД «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровые ситуации. Задачи: - показать детям, используя.

Конспект по коммуникации в смешанной ранней группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 Конспект по коммуникации в смешанной ранней группе на тему.

Конспект занятия по развитию читательских умений в средней группе «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект по развитию читательских умений в средней группе на 7.02.18 Тема: «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Подготовила:.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию во второй мл. группе Подготовила воспитатель Дубчак Наталья Кахромавна.

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе для детей с ТНР «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: формирование нравственных представлений у детей. Задачи: 1. Учить давать нравственную оценку поступкам окружающих людей. 2. Формировать.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо». Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Цель. -Продолжать приучать детей внимательно рассматривать.

Сценарий развлечения ко Дню Защиты Детей «Что такое хорошо и что такое плохо?» В солнечную,теплую погоду развлечение проводится на участке детского сада. Кругом развешаны воздушные шары,играет детская музыка. Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что такое дислексия? Профилактика нарушений чтения
Опубликовано: 26 июня 2018 в 21:25
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Что такое дислексия? Профилактика нарушений чтения» (включая файлы) размещена пользователем Козырева Юлия Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД