Агаева Б.А.
Проект «Что лучше: бумага или ткань?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Что лучше : бумага или ткань?»
Воспитатель:
Агаева Б. А.
2015 год.
ПРОЕКТ : «Что лучше : бумага или ткань?»
ЦЕЛЬ: Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей дошкольного возраста, через ознакомление со свойствами бумаги и ткани.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
Публикация «Проект „Что лучше: бумага или ткань?“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Проекты
- Сравниваем бумагу и ткань
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
Выбор темы проекта был не случаен. В один из дней к детям в группу пришли две куклы. Одна кукла была одета в платье из бумаги, на другой – платье из ткани. Куклы между собой поспорили: у кого платье лучше? За помощью они обратились к детям. Мнения детей разделились, и, оказалось, что многие из детей не знают, что такое ткань.
Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребёнку не только знания о бумаге и о ткани, но и подвести их к пониманию того, что и бумага, и ткань очень нужные и полезные, только назначение у них разное.
ТИП ПРОЕКТА :
По доминирующей в проекте деятельности : исследовательский, игровой
По содержанию: педагогический.
По составу участников: гр. №7 и гр. №6
По времени проведения: долгосрочный.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: ГБОУ дет. сад №144 группы №7 и №6.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Область «Познание» : помочь детям узнать о свойствах и качествах бумаги и ткани; развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; формировать исследовательские навыки;
Область «Коммуникация» : развивать связанную речь, активизировать и обогащать словарь;
Область «Художественное творчество» : упражнять детей в аккуратном закрашивании, в умении наклеивать готовые формы, создавая изображение лисички; учить создавать узор для платья, делать самолёт из бумаги;
Область «Труд» : воспитывать ценностное отношение к труду взрослых, знакомить с профессией швея;
Область «Безопасность» : знакомить детей с техникой безопасности при работе с ножницами, иголкой;
Область «Социализация» : развивать игровую деятельность детей; умение работать в коллективе, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Область «Физическая культура» : развивать быстроту, ловкость, умение быстро реагировать на сигнал воспитателя;
Развивающие: развивать память (заучивание стихов, мышление, логику (делать выводы, внимание (умение видеть главное).
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
1. Организационно-подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах бумаги и ткани поможет им выделить у предметов таких признаков, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели Левакова Г. В. и Агаева Б. А., дети подготовительной группы, воспитатель Алтаева В. А., дети старшей группы, и их родители.
ВВЕДЕНИЕ:
Приобщение детей ко всему, чем живёт общество - важнейшая задача всех поколений.
Центральный вопрос проекта – создание условий для развития дошкольников через ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани.
В проекте чётко прослеживается взаимосвязь познавательного развития дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность.
Проект способствует развитию кругозора воспитанников, формированию познавательной активности, уважительного отношения к людям труда.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учётом психофизиологических особенностей ребёнка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействия взрослого).
Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т. д.
Однако представления об основных свойствах и отношениях объективного мира ещё неопределенны, не совсем отчётливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребёнка, формировании его мировоззрения и мировидения.
Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р. И. Жуковской, Р. И. Зинченко, И. И. Розановой, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь.
Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т. е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.
По мнению О. В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
Решающее значение в умственном развитии ребё нка имеет его активная деятельность: общение, экспериментирование, моделирование, коллекционирование.
Дети дошкольного возраста осязательное восприятие значительно опережает зрительное. При ознакомлении с внешними признаками осязательное восприятие не нуждается в помощи зрения, для зрительного восприятия осязание совершенно необходимо (С. Г. Якобсон). Данное положение даёт основание считать, что детей нужно знакомить с предметным миром в процессе действий с объектами, т. е. позволять детям ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать и т. п. Это подтверждается и тем, что для данного периода детства приоритетно наглядно-действенное мышление, хотя у детей в дошкольном возрасте начинает развиваться наглядно-образное мышление.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
Подготовительный этап:
Создание развивающей среды.
Подбор методической и художественной литературы по теме.
Разработка познавательных встреч с детьми, дидактических и подвижных игр, бесед.
Основной этап работы:
Дети знакомятся с бумагой, её свойствами.
Познавательные встречи: «Смешной рисунок» - подвести к мысли, что на бумаге можно рисовать.
Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность: «Какая она – бумага?» - в процессе действий выявить свойства бумаги : гладкая, белая, мнётся, рвётся, можно резать ножницами; рассматривание и обследование различных образцов бумаги - подготовить детей к созданию коллекции Бумаги.
Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Дотронься до…», «Четвёртый лишний».
Продуктивная деятельность: рисование, работа в раскрасках; аппликация «Лисичка».
Коммуникация: беседа «Из чего делают книги», «Почему надо беречь книги?», «Умеет ли бумага разговаривать?».
Работа с родителями: предложить подобрать разные виды бумаги
Дети знакомятся с тканью, её свойствами.
Познавательные встречи: «Золотая мама» - подвести к мысли, что одежду шьют из ткани; «Профессия – швея» - подвести к пониманию того, что одежду из ткани шьёт – швея, выделить новое свойство – ткань можно сшить.
Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность: «Какая она – ткань?» - в процессе действий выявить свойства ткани : мягкая, не рвётся, мнется, можно резать ножницами; рассматривание и обследование различных образцов ткани - подготовить детей к созданию коллекции Ткани.
Дидактические игры: «Дотронься до…», «Четвёртый лишний», «Кто во что одет», «Что нужно для шитья?».
Подвижная игра «Раз, два, три – ко мне беги»
Коммуникация: беседа «Из чего шьют одежду», «Помощники шитья», «Иголки, какие они? Правила при обращении с иголками»
Работа с родителями: предложить подобрать разные виды ткани.
Расширять знания детей о свойствах и качествах бумаги и ткани.
Познавательные встречи: «Встреча с Машей и Дашей»; встреча - игра «Утята» - учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет и способом использования предмета, узнавать новые свойства и качества материалов;
Продуктивная деятельность: ручной труд: сложить из бумаги самолетик, его раскрасить; рисование «Платье для куклы».
Коммуникация: «Для чего нам нужен утюг?», «Путешествие в прошлое одежды».
Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Дотронься до…», «Наведем порядок», «В гостях у Красной Шапочки».
Заключительный этап:
Познавательная встреча «Бантик из бумаги и ткани для Кати» - закрепить представления о свойствах бумаги и ткани.
Создание альбома «Что мы знаем о бумаге ткани».
Показ мод.