Алла Шапкина
Конспект занятия «Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»
Задачи:
Речевое развитие:
- активизировать и обогащать словарь по лексической теме «Деревья»;
- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;
- составлять связный последовательный пересказ на основе опорных картинок.
Познавательное развитие:
- активизировать мыслительную деятельность на основе отгадывания загадок;
- формировать умение отгадывать загадки на основе фрагментов рассказа, первичные представления о видах и пользе деревьев.
Социально – коммуникативное развитие:
Публикация «Конспект занятия „Чтение рассказа К, Ушинского „Спор деревьев“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- развивать свободное общение педагога и детей, диалогическую и монологическую формы речи;
- учить использовать нормы речи.
Художественно – эстетическое развитие:
- знакомить детей с рассказом К. Ушинского «Спор деревьев»;
- формировать целенаправленное восприятие и умение анализировать литературный текст.
Физическое развитие:
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи;
- формировать физиологическое и речевое дыхание.
Пальчиковая гимнастика «Под сосной»
Под высокой сосной Одна рука – «сосна»: пальцы растопырены, подняты
Сидит зайка косой. вверх. Вторая рука – «заяц»: указательный и средние
пальцы образуют ушки зайца, остальные сжаты.
Под другой сосной Руки меняются местами.
Сидит зайка другой.
«Дерево»
У дерева ствол, Прижать ладони тыльной стороной друг к другу.
На стволе много веток, Пальцы растопырить и чуть – чуть приподнять вверх.
А на ветках листья Шевелить кистями и пальцами.
Зелёного цвета.
Дыхательная гимнастика «Шум леса»
И. П. : о. с. 1 – вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «С-с-с-с!»; 3 – вдох носом; 4 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш-ш!»; 5 – вдох носом; 6 – на выдохе произносить: «Щ-щ-щ-щ!»
«Сосна» Вот сосна высокая стоит
И ветвями шевелит.
И. п. о. с. 1 – вдох, руки в стороны; 2 – наклон туловища вправо, выдох; 3 – вернуться в и. п., вдох; 4 – наклон туловища влево, выдох.
Повторить 2 – 3 раза.
«Ёлочка» Вот нагнулась ёлочка,
Зелёные иголочки.
И. п. : руки опущены, ноги врозь. 1 – наклон туловища вперёд, вдох – выдох; 2 – вернуться в и. п., вдох – выдох.
Повторить 2 – 3 раза.
Отгадывание загадок
Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Много-много желудей. (Дуб)
Само с кулачок, красный бочок.
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко. (Яблоко)
А на каком дереве растёт?
Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»
Педагог читает рассказ, задаёт вопросы по его содержанию:
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб и говорит:
- Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблонька, как дуб хвастает, и молвила:
- Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато на тебе растут одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает:
- Погодите, - говорит, - похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им печки топлю и избы строю.
Вопросы:
• Кто спорил между собой?
• Как хвалился дуб?
• Как отозвалась яблонька о дубе?
• Что говорила яблонька о себе?
• Как отозвалась о деревьях сосна?
• Что сосна говорила о себе?
Упражнение на координацию речи и движений «Станем мы деревьями» (подробнее см. в публикации "Коррекционный час "Если бы я был деревом")
Игра на развитие лексической стороны речи «Слова наоборот»
Дерево старое – дерево молодое
Ствол толстый – ствол тонкий
Деревья высокие – деревья низкие
Ветка длинная – ветка короткая
Лиственные деревья – хвойные деревья
Тёплое лето – холодная зима
На сосне шишки – на дубе жёлуди.
Проговаривание словосочетаний из рассказа
Дети по очереди и хором проговаривают словосочетания из рассказа.
Словосочетания: царь деревьев, ствол в три обхвата, листья вырезные, из железа вылиты, не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозой, румяные яблочки, царский стол, зелёные колючки, холодная страна, печки топить, избы строить.
Игра на активизацию мыслительной деятельности «Угадай, о каком дереве я говорю»
Педагог описывает дерево. Дети отгадывают его и находят соответствующую картинку. Затем дают характеристику дереву.
• Сосна — зелёные колючки, греет людей зимой, строит дома.
• Дуб — царь деревьев, ствол в три обхвата упирается в небо, ветки как из железа, не гнётся перед грозой и бурей.
• Яблоня — румяные яблоки, царский ствол.
Пересказ рассказа по опорным картинками
Педагог последовательно предъявляет детям картинки и предлагает вспомнить часть текста, который к ним относится.
Например: дуб. Дети произносят предложение: «Я всем деревьям царь. Корень мой глубоко в землю ушёл. Ствол толстый в три обхвата. Ствол в небо ушёл. Я дерево крепкое. Ничто не может меня сломить».
Работа проводится по цепочке. Затем 2 — 3 ребёнка пересказывают рассказ.