Татьяна Тукиш
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядный материал играет огромную роль на занятиях по развитию речи. Тем более если эти занятия проводятся в группе компенсирующей направленности.
На своих занятиях я очень часто использую следующие методы и приемы:
- чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки сопровождается показом игрушек и действий с ними). Это, как правило, использую в старшей группе и в начале года.
Темочки:
- настольный театр, все его виды можно использовать при чтении и рассказывании не только сказок, но и произведений о животных и птицах.
- кукольный и теневой театр, фланелеграф. Используется при заучивании стихотворений, при чтении сказок и рассказов.
- ИКТ. Использую часто, поскольку его возможности очень велики.
Если чтение запланировано как часть занятия по развитию речи, то оно должно быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы, например, о временах года, всегда читаю стихи, загадываю загадки.
Чтение может быть самостоятельной частью занятия. Это, как правило, повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала.
Всем известно, что методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.
Придерживаюсь трех частей. В первой части знакомлю с произведением, основная цель этой части – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.
Во второй части провожу беседу о прочитанном. Уточняю содержание и литературно-художественную форму, обращаю внимание на средства художественной выразительности. Напри-мер, читаю произведения А. С. Пушкина, всегда обращаю внимание на то, что поэт всегда использует многочисленные средства художественной выразительности, например, эпитеты: унылая, прощальное, пышное.
В третьей части организую повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.
Чтению всегда предшествует краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.
В такую беседу включаю краткий рассказ о писателе или поэте, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение, имя автора.
Выразительное чтение, заинтересованность самого педагога, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.
Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.
В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
Считаю, что неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются ор-ганизованно после чтения.
Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.
Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2-3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.
Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются раз-ные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми.