Получи документы

Чтение художественной литературы как важный фактор развития речи дошкольника

Наталья Михайловна Хандажапова
Чтение художественной литературы как важный фактор развития речи дошкольника

Чтение художественной литературы важный фактор развития речи дошкольника.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания, а также средство развития речи детей. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму, потому что малыш бессознательно тянется к языковому образу, повторяет живое слово, играет с ним.

Е. А. Флёрина отмечала, что «…литературное произведение даёт готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребёнок». Н. С. Карпинская также считала, что «…художественная книга даёт прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках — меткость, выразительность». Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребёнок усваивает национальный колорит русской поэзии, её дух, отчего литература становится для него поистине родной, закладывая в нём основы патриотических чувств. Кроме того, книга открывает ребёнку мир человеческих чувств, учит понимать людей, воспитывает человечность, приобщает ребёнка к миру нравственных отношений. Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые сильные впечатления о прекрасном. Поэтому во многом благодаря книге в дошкольном детстве складываются основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций. Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» — считает А. В. Запорожец. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесением на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.

В течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т. е. ребёнок формируется как читатель. Поэтому педагоги должны тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа. Что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения, ведь невозможно охватить всё богатство детской литературы? В педагогической науке разработаны принципы отбора книг. Условно их можно разделить на две группы: – Принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг детского чтения произведения разных видов, жанров, тематики.

– Принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей, а также отбирать такие книги, которые обеспечивают литературное развитие дошкольников. Почему одно и то же литературное произведение воспринимается детьми разного возраста по-разному? Это обусловлено возрастными особенностями восприятия дошкольниками художественной литературы.

Поскольку возрастные особенности восприятия дошкольниками художественной литературы разных жанров накладывают непосредственный отпечаток на отбор литературных произведений, то рассмотрим в первую очередь эти особенности:

Младший возраст – Зависимость понимания текста от личного опыта ребёнка. – Осознание текста на основе восприятия иллюстраций. – Осознание произведения с опорой на первый литературный опыт. Например, оценить поступки козы в сказке «Коза-дереза» помогают впечатления от ранее услышанной песенки «Идёт коза рогатая» и сказки «Заюшкина избушка». – Установление легко осознаваемых простых связей, когда события логически следуют друг за другом. Например, в русских народных сказках «Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка» и др. – Скрытый замысел усложняет восприятие или приводит к непониманию произведения. Например, дети не всегда отчётливо осознают содержание сказки братьев Гримм «Заяц и ёж» или сказки «Маша и медведь». – Трудность восприятия двухчастных композиций. Например, в сказках «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Коза-дереза» и др. дети улавливают только одну из частей сказки или эпизод. – В центре внимания главный персонаж — его внешность, действия, поступки. Переживания и мотивы поведения героя детям не понятны. Например, медведя в сказке «Маша и медведь» дети ошибочно оценивают, как положительного героя. – Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается внеконтекстность эмоционального отношения. – Наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам, выразительной интонации. Поэтому малышам нравятся произведения детского фольклора и поэтические произведения.

Средний возраст. После 4-х лет у ребёнка происходит расширение, обогащение жизненного и литературного опыта, изменение понимания и осмысления текста. – Границы между реалистическими и сказочными жанрами дети ощущают чётче, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность и невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой. Это даёт возможность формировать первые представления об особенностях жанра (сказки, рассказа, небылицы и др.). – Воссоздающее воображение интенсивно развивается, становится более самостоятельным. – Иллюстрация к каждому повороту сюжета уже не требуется, но она по-прежнему выполняет положительную функцию. – Устанавливают последовательные и простые причинные связи в сюжете, вычленяют из цепи событий отдельные факты. – Не осознают скрытый замысел, видят открытые мотивы поступков героев, а сложные внутренние переживания героя детям не понятны. – Характеризуя героев, опираются на свои представления о нормах поведения и личный опыт. Определяют своё эмоциональное отношение к герою, оценка устойчива, объективна. – Ярко выраженная реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить.

Старший возраст – Утрата ярко выраженной внешней эмоциональности, возникновение пристального интереса к содержанию, к установлению многообразных связей, к постижению внутреннего смысла произведения. Поэтому наблюдается тяга к волшебным русским народным сказкам («Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» и др.). – Потребность в длительном общении с любимыми героям, интерес к «толстым» книжкам («Золотой ключик…» А. Толстого, «Приключения Чиполлино» Дж. Родари, «Приключения Незнайки» Н. Носова, «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенского и др.) – Способность понимать текст без иллюстраций. Иллюстрация выполняет вспомогательную роль — уточняет представления.

– Осознание событий, не связанных с их личным опытом.

– Умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму, т. е. сознательное отношение к авторскому слову.

– Способность сопереживать сочувствовать герою, проникать в его мысли, чувства. Доступными становятся сложные мотивации, противоречивые поступки, нравственные переживания героя.

– Объективность оценки поступков героев. Она не зависит от отдельного поступка, а основывается с учётом всей коллизии произведения.

– Способность устанавливать многообразные связи и отношения.

– С 6 лет появляется способность проникать во внутренний смысл, в доступный эмоциональный подтекст произведения, способность рассмотрения событий с авторской точки зрения. Например, детям доступен эмоциональный подтекст рассказа В. Драгунского «Друг детства». – Осознание аллегории, иронии, сатиры не доступно детям дошкольного возраста. Например, труден для восприятия аллегорический подтекст басен, или иронический, сатирический подтекст в сказках Андерсена «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Свинопас», но чтение этих произведений вызывает эмоциональный отклик и интерес у детей 6 лет. Итак, учитывая особенности восприятия дошкольниками художественной литературы разных жанров, педагог должен производить отбор литературных произведений на основании принципов, выделенных Гурович Л. М. : Идейная направленность произведения должна отвечать задачам нравственного воспитания. Без излишнего дидактизма книга должна формировать идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания, любви к жизни, к природе, к людям, к труду, к Родине и т. д. (например: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.). Носителем духовной культуры народа является также классическая литература (произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого и др.) и произведения устного народного творчества (русский и зарубежный фольклор). Причём в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике детской мировой литературы. Художественное мастерство: – живой образец русского литературного языка, – яркие личности героев, – удачная форма, – динамичность сюжета и др. Сюжетная занимательность. Простота и ясность композиции. Доступность (соответствие возрастным и психологическим особенностям, учёт интересов, т. е. когда автор, учитывая жизненный опыт ребёнка-читателя, одновременно ставит новые задачи, требующие от него душевных усилий и тем самым поднимающие малыша на новую ступень эмоционального, психического развития, т. о. обеспечивая поступательное движение в литературном развитии ребёнка. Разнообразие литературных жанров и тем позволяет формировать у дошкольника широту читательских интересов, а также избирательность и индивидуальность литературных пристрастий. Пристрастие к поэзии — отличительная особенность читателя-дошкольника. К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей. «Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи предпочитают истории о жизни своих сверстников. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка необходимо для того, чтобы развивать их». — считает Л. М. Гурович (4). Разнообразие типов изданий: – книга, которая даётся в руки ребёнку; – книга, которую читает ребёнку взрослый; – книги-картинки; – сборники сочинений; – сборники-хрестоматии; – —книжки-игрушки (забавные книжки). Учёт конкретных педагогических задач. Обязательный минимум детского чтения, о котором много говорили известные литераторы и педагоги (В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др., по словам Сухомлинского «книжное ядро», в которое входят ценные в идейном и художественном отношении произведения фольклора и классической литературы. А также второй круг детского чтения, в который входят произведения, пользующиеся любовью уже нескольких поколений маленьких читателей, вызывающих сильный эмоциональный отклик. Второй круг детского чтения постоянно пополняется новыми талантливыми именами и новыми талантливо написанными произведениями.

Отбирать лучшее — задача педагога.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2000.

2. Андросова В. Н. Обучение восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 3

3.. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. — М., 1992.

4. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребёнок и книга. — СПб., 1999

5.. Запорожец А. В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения. // Избранные психологические труды. В 2т. — М., 1986. — Т. 1.

6. Илларионова Ю. Г. Развитие мыслительной активности при чтении литературного произведения // Дошкольное воспитание. — 1974. — № 1.

7. Жуковская Р. И. Чтение книги в детском саду. — М., 1955.

8. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. — М., 1972.

9. Соловьёва О. И. О принципах отбора художественных книг для круга детского чтения в д/с. — М., 1960.

10. Полозова А. И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений. // Дошкольное воспитание. — 1970. — № 7

11.. Ушакова О. С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой. // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.

12. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. —М. ,1994.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: Формировать у детей интерес к русским народным сказкам Образовательные задачи. 1. Учить внимательно, слушать литературное произведение,.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» в младшей группе СЕНТЯБРЬ 1 Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»» Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Чтение художественной литературы как важный фактор развития речи дошкольника
Опубликовано: 31 октября 2024 в 02:34
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Чтение художественной литературы как важный фактор развития речи дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Михайловна Хандажапова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД