Наталья Михайловна Хандажапова
Чтение художественной литературы как важный фактор развития речи дошкольника
Чтение художественной литературы важный фактор развития речи дошкольника.
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания, а также средство развития речи детей. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму, потому что малыш бессознательно тянется к языковому образу, повторяет живое слово, играет с ним.
Е. А. Флёрина отмечала, что «…литературное произведение даёт готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребёнок». Н. С. Карпинская также считала, что «…художественная книга даёт прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках — меткость, выразительность». Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребёнок усваивает национальный колорит русской поэзии, её дух, отчего литература становится для него поистине родной, закладывая в нём основы патриотических чувств. Кроме того, книга открывает ребёнку мир человеческих чувств, учит понимать людей, воспитывает человечность, приобщает ребёнка к миру нравственных отношений. Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые сильные впечатления о прекрасном. Поэтому во многом благодаря книге в дошкольном детстве складываются основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций. Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» — считает А. В. Запорожец. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесением на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.
В течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т. е. ребёнок формируется как читатель. Поэтому педагоги должны тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа. Что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения, ведь невозможно охватить всё богатство детской литературы? В педагогической науке разработаны принципы отбора книг. Условно их можно разделить на две группы: – Принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг детского чтения произведения разных видов, жанров, тематики.
– Принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей, а также отбирать такие книги, которые обеспечивают литературное развитие дошкольников. Почему одно и то же литературное произведение воспринимается детьми разного возраста по-разному? Это обусловлено возрастными особенностями восприятия дошкольниками художественной литературы.
Поскольку возрастные особенности восприятия дошкольниками художественной литературы разных жанров накладывают непосредственный отпечаток на отбор литературных произведений, то рассмотрим в первую очередь эти особенности:
Младший возраст – Зависимость понимания текста от личного опыта ребёнка. – Осознание текста на основе восприятия иллюстраций. – Осознание произведения с опорой на первый литературный опыт. Например, оценить поступки козы в сказке «Коза-дереза» помогают впечатления от ранее услышанной песенки «Идёт коза рогатая» и сказки «Заюшкина избушка». – Установление легко осознаваемых простых связей, когда события логически следуют друг за другом. Например, в русских народных сказках «Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка» и др. – Скрытый замысел усложняет восприятие или приводит к непониманию произведения. Например, дети не всегда отчётливо осознают содержание сказки братьев Гримм «Заяц и ёж» или сказки «Маша и медведь». – Трудность восприятия двухчастных композиций. Например, в сказках «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Коза-дереза» и др. дети улавливают только одну из частей сказки или эпизод. – В центре внимания главный персонаж — его внешность, действия, поступки. Переживания и мотивы поведения героя детям не понятны. Например, медведя в сказке «Маша и медведь» дети ошибочно оценивают, как положительного героя. – Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается внеконтекстность эмоционального отношения. – Наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам, выразительной интонации. Поэтому малышам нравятся произведения детского фольклора и поэтические произведения.
Средний возраст. После 4-х лет у ребёнка происходит расширение, обогащение жизненного и литературного опыта, изменение понимания и осмысления текста. – Границы между реалистическими и сказочными жанрами дети ощущают чётче, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность и невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой. Это даёт возможность формировать первые представления об особенностях жанра (сказки, рассказа, небылицы и др.). – Воссоздающее воображение интенсивно развивается, становится более самостоятельным. – Иллюстрация к каждому повороту сюжета уже не требуется, но она по-прежнему выполняет положительную функцию. – Устанавливают последовательные и простые причинные связи в сюжете, вычленяют из цепи событий отдельные факты. – Не осознают скрытый замысел, видят открытые мотивы поступков героев, а сложные внутренние переживания героя детям не понятны. – Характеризуя героев, опираются на свои представления о нормах поведения и личный опыт. Определяют своё эмоциональное отношение к герою, оценка устойчива, объективна. – Ярко выраженная реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить.
Старший возраст – Утрата ярко выраженной внешней эмоциональности, возникновение пристального интереса к содержанию, к установлению многообразных связей, к постижению внутреннего смысла произведения. Поэтому наблюдается тяга к волшебным русским народным сказкам («Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» и др.). – Потребность в длительном общении с любимыми героям, интерес к «толстым» книжкам («Золотой ключик…» А. Толстого, «Приключения Чиполлино» Дж. Родари, «Приключения Незнайки» Н. Носова, «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенского и др.) – Способность понимать текст без иллюстраций. Иллюстрация выполняет вспомогательную роль — уточняет представления.
– Осознание событий, не связанных с их личным опытом.
– Умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму, т. е. сознательное отношение к авторскому слову.
– Способность сопереживать сочувствовать герою, проникать в его мысли, чувства. Доступными становятся сложные мотивации, противоречивые поступки, нравственные переживания героя.
– Объективность оценки поступков героев. Она не зависит от отдельного поступка, а основывается с учётом всей коллизии произведения.
– Способность устанавливать многообразные связи и отношения.
– С 6 лет появляется способность проникать во внутренний смысл, в доступный эмоциональный подтекст произведения, способность рассмотрения событий с авторской точки зрения. Например, детям доступен эмоциональный подтекст рассказа В. Драгунского «Друг детства». – Осознание аллегории, иронии, сатиры не доступно детям дошкольного возраста. Например, труден для восприятия аллегорический подтекст басен, или иронический, сатирический подтекст в сказках Андерсена «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Свинопас», но чтение этих произведений вызывает эмоциональный отклик и интерес у детей 6 лет. Итак, учитывая особенности восприятия дошкольниками художественной литературы разных жанров, педагог должен производить отбор литературных произведений на основании принципов, выделенных Гурович Л. М. : Идейная направленность произведения должна отвечать задачам нравственного воспитания. Без излишнего дидактизма книга должна формировать идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания, любви к жизни, к природе, к людям, к труду, к Родине и т. д. (например: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.). Носителем духовной культуры народа является также классическая литература (произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого и др.) и произведения устного народного творчества (русский и зарубежный фольклор). Причём в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике детской мировой литературы. Художественное мастерство: – живой образец русского литературного языка, – яркие личности героев, – удачная форма, – динамичность сюжета и др. Сюжетная занимательность. Простота и ясность композиции. Доступность (соответствие возрастным и психологическим особенностям, учёт интересов, т. е. когда автор, учитывая жизненный опыт ребёнка-читателя, одновременно ставит новые задачи, требующие от него душевных усилий и тем самым поднимающие малыша на новую ступень эмоционального, психического развития, т. о. обеспечивая поступательное движение в литературном развитии ребёнка. Разнообразие литературных жанров и тем позволяет формировать у дошкольника широту читательских интересов, а также избирательность и индивидуальность литературных пристрастий. Пристрастие к поэзии — отличительная особенность читателя-дошкольника. К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей. «Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи предпочитают истории о жизни своих сверстников. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка необходимо для того, чтобы развивать их». — считает Л. М. Гурович (4). Разнообразие типов изданий: – книга, которая даётся в руки ребёнку; – книга, которую читает ребёнку взрослый; – книги-картинки; – сборники сочинений; – сборники-хрестоматии; – —книжки-игрушки (забавные книжки). Учёт конкретных педагогических задач. Обязательный минимум детского чтения, о котором много говорили известные литераторы и педагоги (В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др., по словам Сухомлинского «книжное ядро», в которое входят ценные в идейном и художественном отношении произведения фольклора и классической литературы. А также второй круг детского чтения, в который входят произведения, пользующиеся любовью уже нескольких поколений маленьких читателей, вызывающих сильный эмоциональный отклик. Второй круг детского чтения постоянно пополняется новыми талантливыми именами и новыми талантливо написанными произведениями.
Отбирать лучшее — задача педагога.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2000.
2. Андросова В. Н. Обучение восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 3
3.. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. — М., 1992.
4. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребёнок и книга. — СПб., 1999
5.. Запорожец А. В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения. // Избранные психологические труды. В 2т. — М., 1986. — Т. 1.
6. Илларионова Ю. Г. Развитие мыслительной активности при чтении литературного произведения // Дошкольное воспитание. — 1974. — № 1.
7. Жуковская Р. И. Чтение книги в детском саду. — М., 1955.
8. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. — М., 1972.
9. Соловьёва О. И. О принципах отбора художественных книг для круга детского чтения в д/с. — М., 1960.
10. Полозова А. И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений. // Дошкольное воспитание. — 1970. — № 7
11.. Ушакова О. С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой. // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.
12. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. —М. ,1994.