Людмила Придачина
Основные цели и задачи реализации области «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка»)
▼ Скачать + Заказать документы
Основные цели и задачи реализации области «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка»)
Цель: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по разделу «Музыка», обеспечивающее развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Для реализации цели выдвигаются следующие задачи педагогической работы.
Публикация «Основные цели и задачи реализации области „Художественно-эстетическое развитие“ („Музыка“)» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение детей к музыкальному искусству.
Раздел «Слушание»
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; -развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
-развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «Пение»
-формирование у детей певческих умений и навыков; -обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью
воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента; -развитие музыкального слуха, т. е. различение интонационно точного и
неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок; -развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «Музыкально-ритмические движения»
-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений; -обучение детей согласованию движений с характером музыкального
произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок; -обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; -развитие художественно-творческих способностей.
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,
- становление и развитие волевых качеств : выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Раздел «Творчество»
-развитие и обогащение самостоятельного, сольного исполнения, умений импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений,
- разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений в процессе совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх.
Коррекционно-развивающие задачи :
- коррекция речевых и сопутствующих нарушений сенсомоторных и высших
психических функций;
- развивать эмоционально-волевую сферу и личностные качества;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать музыкально-ритмические способности и слухомоторную координацию;
- воспитывать слуховое внимание и память детей.
Основными видами музыкально-художественной деятельности рабочей программы являются: восприятие музыки (слушание, исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, элементарное музыкальное творчество.
Музыкальные занятия состоят из трех частей:
1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.
Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть. Слушание музыки.
Цель – приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель – развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность подчинена целям коррекционно-развивающего воспитания. На музыкальных занятиях осуществляется музыкальное и эстетическое воспитание с учетом психологического, речевого, физического развития, используются элементы психогимнастики, музыкотерапии и логоритмики.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) - это дети с трудностями в воспитании и обучении. Психическое развитие таких детей характеризует
неустойчивость, утомляемость нервной системы, низкая работоспособность,
незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений и
представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа,
несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Игровая
деятельность сформирована недостаточно. Процессы восприятия и мышления
замедлены. При работе с такими детьми на начальном этапе преобладают
наглядно-действенные методы предъявления материала. Однако по мере
совершенствования различных психических процессов и формирования
устойчивых навыков у ребенка необходимо переходить к словесно-логическим
формам обучения дошкольников.
У детей с ЗПР страдает память, отсутствует умение использовать
вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный
период для приема и переработки сенсорной информации.
Кроме того, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно
проявляется в процессе игровой и учебной деятельности.
У детей с ЗПР слабо сформированы основные мыслительные операции:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не планируют свою деятельность;
однако они легко принимают помощь взрослого и способны применять
показанный способ действий при выполнении аналогичных заданий,
осуществлять перенос знакомых умений и навыков в новые условия.
Дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения,
аграмматизм, ограниченность словаря). Недостатки в развитии эмоционально-
волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости,
несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной
мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в
особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления
гиперактивности. Существенными особенностями детей с ЗПР являются
неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.
Дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми
характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием
внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельной основы,
отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности,
замедленным темпом становления регулирующей функции речи. Психологи и
педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР импульсивность
действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа,
целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются
недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности,
несформированность способов самоконтроля, планирования. Особенности
проявляются в ведущей игровой деятельности и характеризуются у старших
дошкольников несовершенством мотивационно-потребностного компонента,
знаково-символической функции и трудностями в оперировании образами-
представлениями. Выражено недоразвитие коммуникативной сферы и
представлений о себе и окружающих. О моральных нормах представления
нечеткие.