Татьяна Александровна Трунова
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате
▼ Скачать + Заказать документы
Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые рецепторы, кожные покровы и т. д. Поэтому сегодня во многих дошкольных учреждениях и коррекционных центрах большой популярностью пользуются специально оборудованные различными стимуляторами комнаты, направленные на сенсорное развитие.
Публикация «Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате» размещена в разделах
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Понятие "сенсорная комната" было введено Марией Монтессори. Для многих родителей понятие "сенсорная комната" является достаточно непривычным и непонятным. Из-за этого для большинства людей сенсорная комната представляется неким помещением, наполненным различными высокотехнологичными гаджетами (по аналогии с сенсорными панелями современных телефонов и компьютеров, призванными заменить традиционные игровые комнаты. На самом же деле сенсорные комнаты представляют собой абсолютно самостоятельную систему развития детей, существующую параллельно с традиционными методиками и техниками развивающих занятий, применяющихся сегодня в дошкольных учреждениях.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате.
1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы:
• снятие психоэмоционального напряжения;
• саморегуляция и самоконтроль;
• умение управлять своим телом, дыханием;
• умение передавать свои ощущения в речи;
• умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
• формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
• формирование уверенность в себе.
2. Развитие коммуникативной сферы:
• эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
• формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
• преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психических процессов и моторики:
• произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
• память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности;
• развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Регулярные занятия в сенсорной комнате положительно сказываются на психическом и эмоциональном развитии детей. Занятия можно проводить как в подгруппах, так и индивидуально. В случае групповых занятий, состав группы формируется исходя из потребностей и физических/психологических/эмоциональных особенностей каждого ребенка. В зависимости от потребностей каждой группы или отдельно взятого ребенка занятия проводятся по таким направлениям, как:
• психокоррекция эмоциональной сферы и поведения – агрессия и вспыльчивость, замкнутость и неуверенность в себе, синдром дефицита внимания и пассивность, страхи и гиперактивность;
• нейропсихологическая коррекция "школьных" проблем – отсутствие учебной мотивации и познавательного интереса;
• развивающие занятия – развитие высших психических функций и эмоциональной сферы, достижение психоэмоциональной разгрузки, поддержание/восстановление психологического здоровья;
• психотерапия широкого спектра психоневрологических проблем.
Сенсорная комната – это волшебный мир для ребенка! Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Ребёнок, лёжа в «сухом бассейне» или на мягком напольном покрытии, наблюдая за звездным небом, рассеянным светом, слушая успокаивающую музыку попадает в сказку. В такой комнате создаётся ощущение комфорта и безопасности. Дети радостно погружаются в мир сказок и волшебства, воспринимая всё происходящее в ней как реальность.
Наверное, у каждого педагога-психолога есть своя картотека психотерапевтических сказок, игр и упражнений. И у меня она тоже есть. Но бывает так, что необходимо придумывать свои сказки, чтобы помочь ребенку. Сенсорная комната помогает создать волшебную, сказочную атмосферу и желание воплотить все мечты в реальность.