Светлана Лукьянова
Бусотерапия как средство развития детей раннего возраста и их успешной адаптации к условиям ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Инновационная технология "Бусотерапия" как средство развития детей раннего возраста и их успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста : поступление ребенка в ДОУ затрагивает все сферы жизни малыша. Прежде всего, это изменение привычного для ребенка образа жизни. Проблема адаптации усугубляется особенностями развития детей раннего возраста, незрелостью их нервной системы. Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, является умение педагога грамотно организовать педагогический процесс.
Публикация «Бусотерапия как средство развития детей раннего возраста и их успешной адаптации к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность.
Основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения, является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.
Основная цель педагога - создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ, вызвать положительное отношение к детскому саду.
Для решения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- организация воспитательно - образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
В своей практике для решения этих задач я использую доброжелательную игровую технологию - бусотерапию. Она привлекла меня своей простотой, доступностью, оригинальностью, приятными тактильными ощущениями.
В бусах есть что-то магическое… При виде бус у каждого ребенка, загораются глаза – хочется их взять, потрогать, покрутить, примерить …и применить в играх.
О дидактической пользе бус можно написать очень много: это и развитие мелкой моторики, и формирование навыков пространственной ориентации, знакомство с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и приобретение детьми положительного опыта коммуникации.
Хотя бы раз дать детям попробовать поиграть с бусами, и мы увидим, как наши неутомимые малыши замолкают, сосредоточенно выкладывая из бус свой "шедевр", как они ловко перебирают пальцами бусы разных размеров и какое удовольствие получают!
Можно использовать как готовые бусины, купленные в магазине, а можно и заменить их любыми доступными на текущий момент предметами, которые можно нанизать на веревку. Я использую макароны всевозможных форм и цветов, разрезанные коктейльные трубочки и проч.
Стоит отметить, что в группе раннего возраста целесообразно использовать имитации бусин, которые в случае проглатывания не нанесут вреда малышу. Я для этого использую цветные колечки из пачек с сухими завтраками. Выбираю с наиболее натуральным составов без применения искусственных красителей.
Как вариант можно делать "шашлычки", нанизывая на шпажки. В таком случае работа проводится малыми подгруппами для исключения травматизма палочками (малыши могут случайно ткнуть соседа палочкой в глаз, поэтому рассаживаем друг друга на расстоянии, а не близко).
В конце занятия я разрешаю малышам съесть их творения, если есть такое желание. Они, конечно, же их съедают с большим удовольствием, ведь аромат от этих колечек очень приятный и аппетитный.
Благодаря этим играм, помимо полученных приятных эмоций, дети быстрее начинают чисто интонировать и выразительно говорить, не стесняются фантазировать, проявлять свою выдумку, учатся договариваться друг с другом.
Воспитательная система направлена не только на формирование речевых, коммуникативных и других полезных навыков, но и на воспитание тонких качеств личности: внимания друг к другу, терпения, сочувствия, понимания, заботы и доброжелательности, что очень важно для успешной адаптации к ДОУ.
Выстраивая систему работы по данной проблеме, я подробно изучила интернет-ресурсы, с уже имеющимся опытом коллег по данной технологии,
создала развивающую предметно-пространственную среду, которая позволила провести практико-развивающую работу с детьми. Ну, и конечно же, без сотрудничества с родителями не обошлось.
Обязательным условием для использования данной технологии является создание необходимой предметно-пространственной развивающей среды.
Мною были изготовлены игры и пособия, которые предназначены для индивидуальной работы с детьми как в утренний, так и вечерний отрезок времени, на прогулке, могут использоваться как часть организованной образовательной деятельности, способствующие эффективному протеканию процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Во всех этих играх не только развивается мелкая моторика пальцев рук, обогащается сенсорный опыт детей, развивается познавательная активность, но так же у ребенка гармонизируется эмоциональное состояние, снижается тревожность.
Работа с родителями.
Были предоставлены родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений данной технологии, направленных на успешную адаптацию.
В родительском уголке помещены тематические рекомендации и консультации "Волшебная бусинка", "Бусинка маленькая, а польза большая" и другие.
Также проведен мастер-класс по изготовлению пособий для занятий с ребенком в домашних условиях.
Я убеждена, что только в тесном сотрудничестве с родителями, можно добиться положительных результатов в успешном протекании адаптационного периода.
Было выявлено, что данная педагогическая технология, применяемая в работе с детьми раннего возраста способствует :
- нормализации тонуса в мышцах;
- концентрации внимания на определенных действиях;
- расширению сенсорного опыта детей;
- активизации навыков, необходимых в практической жизни;
- совершенствованию мелкой моторики рук;
- развитию психических процессов у детей;
- способствуют преодолению скованности, ограниченности и напряженности в движениях.
В результате применения бусотерапии, я заметила следующие улучшения в процессе привыкания детей к детскому саду : поведение основной группы детей стало спокойнее, присутствовало бодрое, веселое настроение, малыши охотно вступали в игру, интенсивно начали общаться друг с другом, с желанием шли на контакт с воспитателями и сверстниками, в момент расставания и встреч с родителями улучшилось эмоциональное состояние детей.
В этом, наверное, и есть особая магическая сила Бусинки!
Видео с занятия бусотерапией в группе раннего возраста :