Орехова Светлана Александровна
«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2
«Центр развития ребёнка «Солнышко» г. Мирный Архангельской области.
Воспитатель Орехова Светлана Александровна
Публикация «„Бизиборд как средство развития детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Бизиборд
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2019
С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных предметов и оборудования будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие.
У ребёнка раннего возраста вид мышления предметно-действенный. Это значит, что все мыслительные задачи ребёнок решает руками, а не в уме. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – главные органы, приводящие в движение его механизм мыслительной деятельности. Ребёнок, совершая действия с игрушками и предметами, получает новую информацию. Он бросает, трогает, ломает игрушки, перекладывает, сортирует, собирает и тем самым тренирует ручную умелость, развивает мышление, тактильные ощущения.
Организуя игровую деятельность наших малышей, мы стремились найти что-то новое, современное и нетрадиционное, чтобы увлечь детей, активизировать их желание, сподвигнуть на более продуктивную развивающую детскую деятельность. Нас заинтересовали бизиборды.
Бизиборд – представляет собой развивающую доску (стенд, модуль, тренажёр, где размещены множество предметов (замков, дверей, кнопок, задвижек, щеколд, прищепок и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно не разрешается. Бизиборд не имеет каких-то возрастных ограничений. Малыш может самостоятельно передвигать костяшки на счётах или пытаться попасть вилкой в розетку и в полгода, находясь у мамы на руках. Бизибордом могут играть как мальчики, так и девочки. Автором и изобретателем данной доски является Мария Монтессори – итальянский педагог, врач, учёный и философ. Согласно её методике, самостоятельность малыша это ключ к его развитию. Ребёнок может сам выбрать элемент, с которым хочет сегодня поиграть, учиться самостоятельно решать различные задачи, видеть свои ошибки, исправлять их.
Наше дошкольное учреждение приобрело несколько сертифицированных развивающих досок – бизибордов. Это акустическая настенная тактильная панель, тактильная панель «Дуэт», «Весёлые ручки» и др.
Акустическая настенная тактильная панель развивает слуховое восприятие (игры «Колокольчик», «Весёлый звонок», «Кто в домике живёт», «Разноцветный металлофон», тактильные ощущения (игры «Обведи фигуру», «Назови фигуру»). Игра с развивающей доской, удовлетворяет любопытство ребёнка, желание исследовать окружающий мир.
Тактильная панель «Дуэт» создаёт у детей эмоциональное настроение, когда они любуются в зеркальце (игры «Свет мой зеркальце скажи», «Чистенькое личико», «Моя улыбка», развивает мелкую моторику, при прокручивании разноцветными цветочками, похожими на шестерёнки, а также дети закрепляют основные цвета (игры «Разноцветные цветочки», «Полянка», «Назови цвет», развивают слуховой аппарат при игре с катушкой, в которой находятся шарики (игры «Покрути катушку», «Шумные шарики»).
Развивающая доска «Весёлые ручки» позволяет развивать ориентировку на ограниченном пространстве (игры «Пройди по дорожке», «Машина едет», «Плывёт кораблик», также развивается мелкая моторика при шнуровке ботинка (игры «Завяжи ботинки», «Найди место шнурку» «Позвони Мишке», «Собери петрушку», «Найди петрушку», закрепляются основные цвета.
Отметив интерес детей к готовым бизибордам и понимая дидактическую значимость, мы решили обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы и создать своими руками новые развивающие доски - бизиборды, при этом подключая и родителей.
Мы поставили перед собой цель: создать условия для вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность в процессе создания бизибордов.
Определили задачи:
• повысить компетентность родителей в создании и использовании бизибордов;
• способствовать развитию познавательной активности, мышления, сенсорных эталонов, мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе использования бизибордов;
• воспитывать самостоятельность и инициативность у всех участников образовательных отношений.
Данную работу осуществляла поэтапно - в три этапа:
Первый этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Второй этап: ОСНОВНОЙ
Третий этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Итак, сначала мы изучили педагогический опыт по данной теме, систематизировали свои знания, выбрали и распечатали фотографии бизибордов интересные для детей раннего возраста в виде машины, паровоза, домика, кораблика, автобуса. Подобрали материал, который может служить обрамлением для бизиборда и все, что можно разместить на нём, чтобы заинтересовать и надолго увлечь детей раннего возраста : дверные замочки, защелки, шпингалеты, щеколды, петли, ручки, мебельные колёсики, фонарики, музыкальные инструменты, выключатели, розетки, вкладыши, лего и др. Организовали с родителями мастер-класс «Что такое бизиборд. С чего начать?» Предложили родителям на выбор изготовить бизиборды. Осуществляли индивидуальное консультирование, оказывали помощь родителям в создании бизибордов.
На основном этапе родители изготовили три бизиборда.
Это позволило нам организовать образовательную деятельность детей с авторскими бизибордами. С детьми проводились беседы, рассматривание бизибордов, совместная организованная игровая деятельность детей с педагогом (дидактическая, сюжетно-ролевая) и самостоятельная деятельность детей.
На заключительном этапе подвели итоги проделанной работы, обобщили и представили опыт работы коллегам детского сада.
Отрадно, что данная работа сблизила всех участников образовательных отношений. Родители откликнулись, увлеклись идеей изготовления бизибордов, творчески подошли к использованию разнообразных видов материала (фанера, дверные замочки, защелки, шпингалеты, щеколды, петли, ручки, бордюры, мебельные колёсики, особое внимание уделили эстетическому оформлению пособий, учету возрастных особенностей детей группы раннего возраста. Сам процесс исследования и результат работы доставил детям радость и развитие. Развивающая предметно-пространственная среда группы обогатилась тремя безопасными эксклюзивными бизибордами : «Наши руки не для скуки», «Паровозик из Ромашкова», «Весёлый автобус».
Итак., бизиборд «Наши руки не для скуки» привлекает внимание малышей большим количеством бытовых предметов и разнообразием игровых действий с дверцами, шпингалетами (игра «Кто в домике живёт?», розеткой, звонком выключателями (игра «Включи (выключи) свет», кнопками пульта и телефонным диском (игра «Позвони маме, папе», молнией (игра «Застегни (расстегни) на пальто молнию», шнурком (игра «Завяжи ботинки», «Найди место шнурку», вкладышами (игра «Построй башенку», «Найди самую маленькую (большую….», «Посчитай …», «Назови цвет», магнитами.
Играя в бизиборд «Паровозик из Ромашкова», дети совершают увлекательное путешествие на паровозе, слушают весёлые песни (игра «Весёлый телефон», учатся пользоваться розеткой, включать и выключать свет в игре «Фонарик», упражняются шнуровать ботинок (игра «Зашнуруй ботинок», открывать и закрывать водопроводный кран (игра «Открой кран», прокатывать шары в трубы (игра «Прокати шарик», умело действуют с «Лабиринтом», игрушкой-рамкой «Достань рыбку», а также массажируют пальцы, играя с мебельными колёсами.
Использование бизиборда «Весёлый автобус» позволяет детям отправиться в поезду на автобусе, и с увлечением играть в такие игры, как «Фонарик», «Весёлый телефон», «Прокати шарик», «Разноцветный металлофон», «Нарисуй фигуру», «Кто едет в автобусе, посмотри», «Едем, едем на автобусе» и др.
Бизиборды используем для образовательной деятельности воспитанников как индивидуально, так и подгруппами не более 4 человек, а также широко применяем для самостоятельной деятельности детей.
Практика работы показала, что бизиборд – это результативная система обучения в игровой форме. Это развлечение и удовольствие для малышей! Наши воспитанники с удовольствием и большим интересом часами проводят время в увлекательном познании нового, совершают самостоятельные действия с предложенными предметами на бизибордах, они надолго привлекают наших воспитанников, и помогают им, играя, развиваться и познавать мир, что способствует полноценному развитию детей раннего возраста.
Благодарю за внимание.