Людмила Казакова
Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или трудно пройдёт адаптация детей в этом возрасте к детскому саду, в определённой мере будет зависеть дальнейшая социализация детей, их адаптация к школе и построению взаимоотношений на дальнейших этапах обучения.
Публикация «Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Исследовательская деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Как известно, адаптация является сложным процессом приспособления организма к новым социальным условиям, которое сопровождается эмоциональной нестабильностью детей, изменениями в их поведении, в физическом и психическом развитии.
Поступление ребё нка в детский сад кардинально меняет обстоятельства его жизни: меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения и т. п., изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребёнка значительных усилий, вызывают ряд психологических и физиологических проблем: изменение поведения ребёнка, нарушение его аппетита, сна, эмоционального состояния, порой – потеря уже имеющихся навыков. Трудности, возникшие у детей в период адаптации, иногда приводят к самой неблагоприятной её форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребёнка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, как способствующих адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, так и, напротив, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться.
В настоящее время эта проблема большей частью касается детей младшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте большинство малышей впервые переходит из довольно замкнутой домашней среды в мир новых контактов. Установлено, что в этом периоде дети адаптируются к детскому саду дольше и труднее, чаще болеют. Адаптация к новым условиям происходит в период, характеризующийся интенсивным физическим развитием и формированием всех психических процессов, что нередко является усугубляющим фактором, так как на этапе становления эти процессы более, чем когда-либо подвержены колебаниям и резким нарушениям.
Анализ научной литературы (А. И. Захаров, Н. Д. Левитов, А. М. Прихожан, К. Хорни, Е. М. Гаспарова, С. Н. Ениколопов, Г. Селье) показал, что факторами, затрудняющими процесс развития личности, являются тревожность, агрессивность и особенности семейного воспитания.
Мы предположили, что аналогичные факторы могут лежать в основе затруднённой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. В связи с этим мы провели исследование, посвящённое выявлению зависимости социальной адаптации к ДОУ от таких факторов, как особенности семейного воспитания, детской агрессивности, повышенной тревожности. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 176 г. Чебоксары. Анализ групповой документации, наблюдение за воспитанниками позволили отнести детей к трем разным группам – с лёгкой (65%, средней (30%) и тяжёлой (5%) степенью адаптации.
По проведённой методике А. Фромм (Опросник для выявления способности ребёнка адаптироваться к жизни) отрицательные ответы на поставленные вопросы были даны родителями детей со средней и тяжелой степенями адаптации. Родители таких воспитанников наиболее часто отмечали у своих детей капризность, нежелание общаться со сверстниками и невозможность оставить ребёнка одного.
С помощью методики Л. Бендер нами была выделена группа из 2 девочек и 4 мальчиков с агрессивными тенденциями средней и сильной выраженности. У остальных детей агрессивные проявления сочетаются с реакциями эмоциональной неустойчивости.
Анализ результатов теста, полученных по тесту Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи», показал, что из 20 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 7 семей. Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как «кооперация» – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
По результатам диагностики уровня тревожности по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо», большинство воспитанников второй младшей группы имеют высокий уровень тревожности – у 50% детей, 40% детей со средним уровнем, низкий уровень тревожности выявлен у 10% воспитанников.
Благодаря проведенному диагностическому исследованию, нам удалось проанализировать возникающие у детей проблемы (повышенная агрессивность, повышенная тревожность и дезадаптация, требующие организации психолого-педагогической помощи. Была разработана программа по коррекции агрессивности и тревожности детей.
В основу программы была положена директивная игровая терапия, описанная в пособии Л. Костиной «Игровая терапия с тревожными детьми», психологические игры, упражнения, сказки О. В. Хухлаевой, материалы психокоррекционной работы с детьми, представленные в книге «Шпаргалка для родителей» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина).
Программа была направлена на достижение поставленных целей:
– коррекцию повышенной агрессивности дошкольников;
– снижение уровня тревожности дошкольников путём снятия эмоционального и телесного напряжения.
Одновременно решался ряд психокоррекционных задач:
– создание положительного эмоционального фона, чувства комфорта, сплочённости в группе;
– ослабление эмоционального напряжения;
– формирование положительной самооценки.
Проведённая мною коррекционная работа позволила решить ряд проблем, негативно сказывавшихся на процессе адаптации детей к ДОУ.