Марина Харитонова
Брейн-ринг с родителями и детьми подготовительной группы «Наш дом — природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Наш дом - природа»
Задачи:
1. Формирование экологического сознания детей через разные формы работ, в частности через игру.
2. Приобщение родителей к проведению досуга вместе с детьми и подведение их к пониманию роли и ответственности родителей за воспитание в детях чуткого отношения к окружающему миру.
3. Закрепление у детей знаний о культуре поведения в природе, о самой природе и о взаимосвязях в ней.
Публикация «Брейн-ринг с родителями и детьми подготовительной группы „Наш дом — природа“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Воспитание бережного, заботливого отношения к природе.
Воспитатель: Добрый вечер! Здравствуйте, дорогие дети, родители и гости!
Мы рады видеть вас сегодня в нашем зале.
Мы с вами живем на прекрасной планете Земля. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, меньшая часть твердой сушей. И на суше и в воде растет множество растений, живут разные животные. Каждому на Земле есть место, у каждого есть свой дом. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Наша планета сейчас в опасности: во многих местах вода, почва и воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные часто болеют, чтобы спасти нашу Землю, надо с детства любить природу, изучать её. Правильно с ней обращаться. Новая наука – экология, изучает, как растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей природе и как сами влияют на нее. Ведь человеку без природы никак : она его кормит, поит, одевает и еще:
1 ребенок:
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде.
Все – по справедливости.
2 ребенок:
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
3 ребенок:
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
Владимир Орлов.
Воспитатель: сегодня мы с вами собрались, чтобы уточнить наши знания о природе, расширить их, закрепить. Наша игра называется БРЕЙН-РИНГ, участвуют в ней 2 команды, и в первой и во второй команде дети и родители.
Команда «Росинка»
Команда «Радуга»
Правила игры: команды по очереди будут отвечать на вопросы. Если команда не ответила на вопрос, предоставляется возможность ответить соперникам. Также будут вопросы для капитанов. В первую очередь предоставляем возможность ответить детям. За игрой будет следить жюри, и оценивать вас и ваши ответы.
Представление жюри.
Первый раунд. Неживая природа
1. Как сохранить красоту Земли? (Сажать деревья, не разбрасывать мусор, не ломать ветки кустарников и деревьев, не рвать цветы, не разорять птичьи гнезда, не ловить бабочек и других насекомых.)
2. На Земле есть место, где, куда ни повернись, со всех сторон юг. Как называется это место? (Северный полюс.)
3. Откуда берутся день и ночь? (Земля вертится, словно волчок, и подставляет солнцу то один бок, то другой)
4. Люди, летающие в космос. (Космонавты.)
5. Как определить стороны света по солнцу? (Если стать правым боком к солнцу, то справа будет восток, слева - запад, впереди - север, сзади - юг. Но это верно только для утренних часов -вечером солнце указывает на запад.)
6. Назови месяцы года (на табло выставляют круговую диаграмму, разноцветные секторы которой символизируют времена года и месяцы)
7. Перечислите виды осадков. (Дождь, снег, град, роса, туман)
8. Какая жидкость не имеет цвета, запаха и вкуса. ( Ответ: вода.)
9. В каких трех состояниях бывает вода? (В твердом состоянии (Снег, лед, иней) В газообразном (Туман, пар, облака) В жидком (Вода, роса)
10. Из чего состоят облака? (Из капелек воды или кристалликов льда)
11. Почему нашу планету называют «Синяя планета»? (т. к. земного шара занято водой)
12. Что в пустыне дороже золота? (вода.)
13. Почему мы слышим гром после того, как увидим молнию? (Звук распространяется медленнее, чем свет)
14. Чем река отличается от озера?
15. Что за утреннее серебро можно собрать на траве? ( Ответ: росу.)
16. Какой город парит в небе? ( Ответ: Орел.)
17. Уменьшенная модель Земли. (Глобус.)
18. Как называется наша планета?
19. Какие планеты вы знаете? (юпитер, уран, венера, марс, сатурн, нептун, плутон, земля)
20. Почему Красную книгу называют красной? (красный цвет – опасности, предупреждения, как в светофоре)
Пока жюри совещается, проводится физкультминутка
«У медведя дом большой»
У медведя дом большой – делаем руками крышу
Он глядит в своё окошко. - делаем руками окошко
Зайка по полю бежит, в дверь к нему стучит - изображаем бег на месте
Тук-тук! дверь открой! - стучим и открываем дверь - две ладошки в стороны
Там в лесу охотник злой! - показываем злого охотника - хмурим брови и руки вверх
Зайка, зайка забегай! - приглашаем рукой машем - заходи!
Лапу мне давай! - даем "лапу"
Второй раунд. Животные.
1. Как называется животное, выкармливающее детенышей молоком? (Млекопитающее)
2. Зачем белке такой пышный хвост? (Чтобы планировать и рулить при прыжках с ветки на ветку и с дерева на дерево)
3. Зачем еж таскает на себе яблоки? (Чтобы яблочной кислотой убивать на иголках паразитов)
4. Почему мыши все грызут? (Зубы у них все время растут - их надо постоянно стачивать. Если этого не делать, зубы вырастут такими большими, что мышь не сможет закрыть рот, а значит, не сможет питаться.)
5. Кто лишний в ряду и почему?
(На табло выставляют рисунки с изображением волка, зайца, белки. Ребенок отвечает: лишний в данном случае волк - он хищник и питается всеми другими нарисованными животными.)
6. Почему нельзя истребить всех хищников? Есть ли от них польза? (они санитары леса)
7. Почему белые медведи не живут в лесу? (они питаются рыбой)
8. Где чей след? (На табло выставляют рисунок с изображением следов медведя, оленя, волка, зайца.)
9. Кто как говорит?
Пчела - жужжит,
Осел - ревет,
Утка - крякает,
Кошка - мяукает,
Кузнечик - стрекочет,
Петух - поет, кукарекает,
Ворона - каркает,
Индюк - кулдыкает,
Лягушка - квакает,
Кабаны, свиньи - хрюкают,
Лошадь - ржет,
Коза - блеет,
Собака - лает,
Сова - ухает,
Гусь - гогочет,
Голубь - воркует,
Сорока - трещит,
Корова - мычит,
Слон - трубит,
Тигр, лев - рычит.
10. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь - нет?
(У лошади есть потовые железы на теле, а у собаки их нет. Поэтому, чтобы охладиться, собака высовывает язык)
11. Какому животному не нужны глаза? Почему? (кроту)
12. Что такое Красная книга? (В нее заносят виды растений, млекопитающих, птиц, насекомых, находящихся под угрозой исчезновения)
Решение кроссворда «Зоопарк».
Капитан одной команды загадывает загадки другой команде. (и наоборот)
Пока жюри совещается, проводится игра с мячом «Воздух, земля, вода».
С 1 командой воспитатель бросает мяч и называет объект природы, например, «Сорок», играющий отвечает «воздух».
Со 2 командой наоборот. Воспитатель называет слово «Вода», играющий «Дельфин».
Игра: «Отгадай шутку – загадку».
На каких полях трава не растет? (На полях шляпы)
Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная)
Сколько на березе яблок, если на ней восемь сучков, на каждом сучке по пяти яблок? (На березе яблок не бывает)
Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)
Назовите пять дней, не употребляя ни чисел, ни названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)
Серенький, маленький, похож на слона. Ответ: Слоненок.
Что делает сторож, когда у него на голове сидит воробей?
Ответ: Спит.
5 быков дают 10 литров молока. Сколько дадут 10 быков?
Ответ: Быки не дают молоко.
Как написать слово «мышеловка» пятью буквами?
Ответ: Кошка.
Третий раунд. Птицы и насекомые
1. Когда улетают от нас последние утки? ( Когда замерзают все водоемы: озера и пруды)
2. Чем кормят голуби своих птенцов? (Молоком, которое вырабатывается в зобу взрослого голубя; птенцы засовывают голову глубоко в горло родителя, чтобы добраться до молока)
3. Почему у фламинго розовые перья? (Они питаются красными рачками)
4. Что можно дать птице на обед? зернышек, хлеба, сала, рябины и т. д.
5. Почему мы заботимся о птицах зимой?
(Птицам не так страшен голод – как холод. Если птиц не будет, то разведутся насекомые, они съедят зелень – листву и нам нечем будет дышать.
6. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)
7. Почему на муравейник часто опускается дрозд? (Муравьи опрыскивают его тело муравьиной кислотой, а она убивает паразитов)
8. Как насекомые предупреждают животных о том, что они несъедобны? (Яркой окраской, как, например, у божьей коровки.)
9. Чем питается кузнечик? (Листьями растений, гусеницами, взрослыми насекомыми)
10. Что будет, если насекомые исчезнут? ( Исчезнут растения: их насекомые опыляют; исчезнут рыбы, лягушки, птицы: они питаются насекомыми)
Задание. Родителям. Продолжи фразу.
• Самые умные животные…. дельфины
• Самые зубастые…. акулы
• Лучше всех слышит….сова
• Чемпион по глотанию…удав
Конкурс "Собери приметы" – для капитанов. (остальные помогают)
Командам выдаются конверты с разрезанными на части фразами (народными приметами). В каждом конверте содержится по три или четыре народные приметы. Участники должны быстро и правильно собрать из разрезанных частей фразу (народную примету, записать ее на листочке бумаги и передать членам жюри.
Птицы низко летают – к дождю.
Поздний гриб – поздний снег.
Увидел скворца – значит весна у крыльца
Появились опята – лето кончилось.
Синие облака в апреле –к теплу и дождю.
Зацвела рябина – наступит тепло.
Воспитатель: вот и подошли наши соревнования к концу и пока жюри подводит итоги, предлагаю задание командам:
«Живая, неживая природа и предметы, сделанные руками человека»
Каждая команда получает листочки бумаги с заданием, где изображены: живая природа (цветок, птица, животное); неживая природа (солнце, камни, вода); предметы, сделанные руками человека (стол, корзина). Около каждого рисунка нарисован кружок, который необходимо разукрасить нужным цветом.
Живая природа – зелёный цвет.
Неживая природа – красный цвет.
Предметы – чёрный цвет.
Воспитатель: А, сейчас хочется ещё раз вспомнить
знаки поведения в лесу.
Дети берут по очереди карточки и объясняют. Родители дополняют.
• Не рвать цветы
• Не разоряй муравейники, не ломай ветки
• Не бери животных домой
• Не шуми и не включай громкую музыку в лесу
• Не пинай мухоморы
• Не мусори в лесу
• Не руби деревья и т. д.
Воспитатель. Я думаю, что сегодня мы много узнали и поняли, что надо крепко любить и беречь нашу Землю – наш огромный общий дом.
В заключении ребёнок читает стихотворение М. Пляцковского:
В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные-
Свои родные милые места!
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее
И разноцветней радуги дуга.
В родных местах на капельках росинок
Горят зари весёлой огоньки,
В родных местах всё лучше и красивей
От звезд ночных до утренней зари.
Подведение итогов жюри.
Награждение.
Исполняется песня «Шире круг»