Пятакова Оксана
О некоторых проблемах игровой деятельности современных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Проблема организации игры дошкольников была и остается важной проблемой многих ученых, профессиональных педагогов и родителей.
Работы Т. П. Авдуловой, Н. А. Коротковой, Л. М. Костиной, Е. А. Бугрименко и Л. И. Элькониновой и др. посвящены различным аспектам игровой деятельности детей дошкольного возраста. В последнее время появились многочисленные педагогические технологии руководства игровой деятельностью дошкольников, но, к сожалению, уровень развития игровой деятельности современных дошкольников остается невысоким.
Темочки:
Ученые, исследующие игру, высказывают острое сожаление по поводу сокращающихся возможностей для игры. Растущие требования к уровню жизни и, как следствие, высокая рабочая занятость взрослых приводят к изменению характера взаимодействия между родителями и детьми. Взрослые часто не осознают значения ролевой игры, пренебрегая игровым взаимодействием. Культура игры и игровая культура в современном мире теряют свои позиции. В основе этого процесса лежат многие причины:
Разобщенность детей, отсутствие «дворовых ватаг» и шумных компаний. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.
Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большинство игрушек ориентированы на индивидуальное пользование, и почти не выпускаются игрушки, направленные на развитие совместных способов действия, развитие общения ребенка со сверстниками и со взрослым.
В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, а значение межличностного общения и нравственного формирования личности снижается
Передача традиции от старших детей - младшим, от взрослых - детям утрачивается. В однодетной семье не посещающий детский сад ребенок не имеет возможности приобщиться к игровым ценностям, правилам и традициям.
Е. А. Бугрименко и Л. И. Эльконинова отмечают разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника, считая, что существенный вред детской игровой культуре причинила возрастная сегрегация (разделение) детей в детских садах. Кроме того, авторы выделяют такие причины исчезновения игры из жизни детей, как утрата взрослым четких ориентиров и символов взросления; исчезновение выразительных форм упорядоченности семейной жизни и наглядности профессиональных занятий.
Родители не всегда представляют себе истинную ценность игры, предпочитая «более серьезное» времяпрепровождение для детей. Наряду с этим у родителей вызывает сложности сам процесс совместной игры - как и во что играть.
Распространенной среди взрослых является точка зрения, согласно которой для игры нужны игрушки, а партнер - не обязателен, ребенок может играть один, и нет никакой необходимости учить его играть. Кроме того, появляются все новые формы досуга (телевидение, компьютерные игры, вытесняющие игровую деятельность
Современная система воспитания и обучения не только выделила детей из мира взрослых, но и отделила их друг от друга. Ребенок не включен ни в трудовые отношения, ни в бытовые, и, наконец, он лишается возможности игровой деятельности. Лучшим другом ребенка уже сейчас является телевизор или компьютер, которые формируют совершенно определенный тип взрослого.
Впечатления ребенка от окружающего мира в большей степени связаны с событиями «игрового» характера: мультфильмы, кино, компьютер, цирк, театр, аттракционы, где нет места взрослому с его деятельностью, которого надо познавать, есть удовлетворение потребностей во впечатлениях, притоке информации, а потребность в общении занимает все более низкий ранг в иерархии мотивов. Общество ориентирует своих членов на индивидуальность и потребление, а не на взаимосвязанность и творчество.
Даже современное городское пространство ограничивает возможности совместной игры детей. Массовые застройки, скученность населения и высокая преступность изолируют детей, ограничивая их возможность свободного, активного, игрового общения. Игра на открытом воздухе фактически утрачена, а значит, утрачены и связанные с ней правила, ритуалы.
Ребенок не входит в жизнь взрослого, ему создают свой собственный мир, чрезвычайно насыщенный, но изолированный, в рамках которого дети и существуют. Разрыв между мирами усиливается, отсюда и нежелание взрослеть, и инфантилизация, и подростковый кризис и безответственность.
Игра является своего рода социальным зеркалом, с помощью которого ребенок может взглянуть на отношения между людьми и на возможность собственного участия в этих отношениях, - на себя в потенциальных социальных взаимодействиях. Отсутствие игры в дошкольном возрасте приводит к тому, что период формирования основ личности, базовых психических функций обеднен и ограничен лишь когнитивной составляющей. (когнитивный, когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») В период интенсивного развития общения дети одиноки и предоставлены сами себе. Поэтому ежегодно увеличивается количество взрослых посещают тренинги общения и личностного роста.
Игра современных детей неизбежно и непреодолимо меняется под воздействием изменений, происходящих в обществе. Меняются сюжеты и роли, структура игры и ее мотивы. Поэтому крайне необходим комплексный подход к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.