Лисицына Наталья
Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель : Лисицына Н. Б.
«Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности»
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме с определенным ритмом функционируют сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Ритм сопровождает нас на протяжении всей жизни. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых функций. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.
Публикация «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности» размещена в разделах
Но некоторые люди жалуются на трудности восприятия ритма. Этой проблемой занимался профессор психологии Кэролайн Палмер. Он пришел к выводу, что возможно, ритмическая глухота является корнем и некоторых социальных и даже физиологических проблем. Ведь именно наши внутренние биологические ритмы адаптируют организм к изменениям в окружающей среде, позволяя нам среди прочего танцевать, кататься на коньках с партнёром или подпевать и постукивать в такт любимой мелодии. Поэтому работать над чувством ритма мы начинаем с раннего дошкольного возраста.
Особенно эффективны в развитии ритма вокально-двигательные разминки. Это вокальные упражнения (песенки, потешки, попевки). Основная цель вокально-двигательных разминок-сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Первые задания могут начинаться с самых простых движений-одновременных с вокализированием хлопков в ладоши, постукиванием пальцем одной руки по другой, притопов, шлепков по коленям.
Например: попевка
«Доброе утро»
-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, (по тексту)
Носик и щёчки,
Будем мы красивыми, ("фонарики")
Как в лесу цветочки.
Ушки мы теперь потрём (по тексту)
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой материал, как игры со словом. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука, а слог «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко» :
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
А теперь давайте ритмизируем : Та ти – ти, та тити, ти – ти – ти - ти, та – та.
Для восприятия метра речи мы подбираем такие стишки, потешки, где чё тко прослушивается метрический пульс:
Например: «Серых зайчиков отряд».
В таком стишке дети воспроизводят метрический пульс шагами и даже с добавлением хлопков (в зависимости от индивидуальных возможностей) :
Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд
Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нят, це-лых три ча- са под-ряд.
«2 ПЕТУХА» (Прослеживается метрический пульс)
Два петуха распетушились (шагают соединяют пальцы над
головой)
Но подраться не решились (наклон вперёд повороты головой)
Если очень петушиться (грозят пальцем.)
Можно пёрышек лишиться (как бы стряхивают с себя пылинки)
Если пёрышек лишиться
Нечем будет петушиться (разводят руки в стороны.)
Что касается образа в движении, то есть несколько игр, которые развивают пантомимику и театрально игровую деятельность.
В результате использовании «Звучащих жестов» (т. е изображать кого – то) у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый» (Использование бубенчиков на ногах)
«ДОЖДИК» (Прослеживается метрический пульс)
Капля первая упала – кап (Палец правой руки на ладонь
левой)
И вторая прибежала – кап
Мы на небо посмотрели (Смотрят на небо)
Капельки кап – кап запели
Намочились лица (Вытирают лица)
Мы их вытирали
Туфли, посмотрите, (Показывают на обувь)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведём
И все капельки стряхнём. (Движения плечами)
От дождя убежим
Под кусточком посидим. (Приседают)
Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных песнях-упражнениях. Песня сама подсказывает какие движения надо выполнять в данном ритме :
Чтоб вы чуть -чуть встрепенулись мы с вами прогоним лень.
Песня с движениями: «Лень стряхнуть»
Какое время года у нас на улице? ( Ответ: Зима.) Правильно… Давайте покажем как холодно зимой и как мы с этим боремся Песня с движениями: «Мороз».
Мы не хотим морозится и поедем туда где тепло. Песня с движениями: «Автобус».
Приехали и вдруг навстречу охотник. Песня с движениями: «Охотник».
Но так как мы приехали с вами в тёплые края здесь обитает много живых существ. Например в земле ползают кто? ( Ответ: «Червяки») Давайте изобразим червяков.
Песня с движениями: «Червяки».
Идём мы по лесу, а навстречу нам скачет кто? ( Ответ: «Зайчик») Ну конечно же зайчик. Давайте изобразим зайчиков. Песня с движениями: «Зайчик».
Идём мы дальше по лесу и наткнулись на болото. А на болоте у нас кто живёт? ( Ответ: Лягушки.) Правильно и как вы думаете в кого мы сейчас превратимся? …. Песня с движениями: «Лягушата».
Так как мы приехали в жаркие страны какие деревья там растут? ( Ответ: Пальмы) А на пальмах прыгают кто? ( Ответ: Обезьянки) Чем же там обезьянки занимаются, сейчас мы узнаем. Песня с движениями: «Обезьянки».
А теперь такой вопрос: Каких животных вы знаете, которые живут в жарких странах? ( Ответ: Жираф, слон, зебра, дикие кошки различные.) Что же есть у этих животных мы сейчас покажем. Песня с движениями: «Жираф».
Ну,в жарких странах мы побывали. Покажите как жарко в них ( Показывают: Вытирают пот со лба.) Садимся в автобус и возвращаемся домой. (песня «Автобус)
Помимо песенно-игровой деятельности развитию чувства ритма способствует игра на музыкальных инструментах. Для этого лучше использовать инструменты ударной группы: бубны, барабаны, ложки, треугольники. Например, дети играют в «Музыкальное эхо». Один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.
Также очень интересна для детей игра на металлофоне. Дети учатся воспроизводить на металлофоне заданный ритм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что развитие чувства ритма является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития дошкольников. В процессе занятий над ритмом особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкального произведения. Дети становятся увереннее, успешнее. Речь дошкольников более развита, они не боятся общения и увереннее чувствуют себя на выступлениях перед зрителями.