Ольга Федорян
Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушением слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого.
Публикация «Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия социального развития детей с нарушениями слуха, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции (С. Е. Ливайн, К. Мидоу, Н. Г. Морозова, В. Ф. Матвеев, В. Петшак и др.) [1].
В обычных условиях детям с нарушениями слуха мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Глухой или слабослышащий ребёнок старшего дошкольного возраста не слышит постоянных высказываний других людей по поводу тех или иных случаев, носящих моральный или аморальный характер; не слышит прямо относящихся к нему бесед, рассказов, не воспринимает радиопередач для детей; он неизмеримо меньше, чем его слышащий сверстник-дошкольник, окружён атмосферой чтения, рассказыванием сказок, которые почти всегда имеют то или иное социальное содержание. Ребёнок с нарушенным слухом, а вследствие этого и с недоразвитием речи и словесного мышления затрудняется в понимании всех этих рассказов и сказок, даже если он научился читать с губ или овладел грамотой, так как имеет ограниченный запас слов и понятий. Поэтому глубоко прочувствовать содержание этих рассказов и правильно к ним отнестись он не может. Это в свою очередь ведёт к недостаточному развитию моральных представлений, понятий и чувств, а иногда и к неадекватности поведения [5].
Но при благополучном социальном общении с ближайшими родственниками у детей с нарушением слуха очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими, поэтому недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи восполняется повышенным вниманием к мимике и жестам окружающих, обозначением эмоциональных состояний средствами жестовой речи.
Дети с нарушениями слуха дошкольного возраста также испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной действительности. В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей со взрослыми и между собой, недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней, слабость оперирования имеющимися представлениями в реальных условиях. Эти трудности усугубляются за счет неумения родителей и педагогов руководить социальным развитием детей, влиять на их личностное развитие. Поэтому особое значение для этих детей приобретает обучение их языку в тесной связи с формированием необходимого социального опыта [1]. Необходимо специально заниматься развитием общения, взаимопомощи, взаимопонимания, а главное, обобщённого понимания того, в чём и когда нужно помогать товарищу, когда его нужно от чего-то предостеречь и т. п. Развивая у детей с недостатками слуха социальные отношения, следует умело опираться на их положительные стороны: жажду знания, трудолюбие, поручение их подражательность и ряд других черт. По мере развития речи и мышления глухого, слабослышащего ребёнка происходит его дальнейшее социальное развитие [3].
Социальное развитие детей с нарушенным слухом мы рассматриваем как сложную систему, состоящую из трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого.
Когнитивная сфера характеризуется неполным усвоением и осознанием норм поведения, регулирующих отношение к себе, другим людям, коллективу. Несознательным выделением правил детьми в собственном поведении, невозможностью их вербальной коммуникации. Трудностью в обобщение и углубление представлений о положительных и отрицательных качествах человека, формированию определенного отношения к ним.
Эмоциональная сфера характеризуется тем, что моральные чувства с затруднениями становятся многообразными и содержательными или не развиваются вообще. Не возникает «эмоциональной децентрации» (способности поставить себя в положение другого и пережить его успехи и неудачи как собственные).
В поведенческой сфере с большими затруднениями происходит переход от ситуативного поведения к деятельности, подчинённой социальным нормам и требованиям или не переходит вообще. Редко взаимоотношения детей с нарушенным слухом характеризуются как начальная форма коллективных отношений (способность уступать, договариваться, согласовать действия друг с другом).
Также можно отметить, что негативное влияние на социальное развитие глухих и слабослышащих детей оказывает пребывание в интернатных учреждениях, что обуславливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной деятельности, приводит к неумению наладить сотрудничество со взрослыми и детьми. Поэтому в задачи социального развития детей с нарушением слуха входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных норм и правил [2].
Специальная организация обучения детей, при котором происходят познание окружающей социальной действительности, формирование отношений между детьми и взрослыми, осознание ребенком своего положения, сама по себе является фактором социального воздействия на детей, приобщения их к культурным и нравственным ценностям. В дошкольном этапе специального обучения Л. С. Выготский видел «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей» [4].
Таким образом, социальное развитие ребенка в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жизни ребенка и его отношений со взрослыми и своими сверстниками. В социальном воспитании можно выделить основные задачи: формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослыми; развитие общения ребенка со сверстниками и формирование межличностных отношений; развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя. Эти линии социального развития непосредственно связаны с формированием нравственных представлений и этических чувств ребенка, овладением нормами поведения, обогащением его эмоциональной сферы, развитием и складыванием личностных качеств [2].
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Изучение качественных характеристик процесса социального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха позволило прийти к выводу, что интересующий нас возрастной период является сензитивным для социального развития, поскольку на его протяжении происходит становление определённого комплекса нравственных проявлений, состоящих из свойственных ребёнку представлений о нормах и правилах взаимоотношений с окружающими людьми в социуме.
2. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха выражается, прежде всего, в осознании и овладении детьми моральными нормами и правилами.
3. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха характеризуется следующими особенностями:
- дети испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений; имеют недостаточные представлений о явлениях социальной жизни и своем месте в ней; слабо оперируют имеющимися представлениями в реальных условиях;
- моральные чувства с затруднениями становятся многообразными и содержательными или не развиваются вообще. Не возникает «эмоциональной децентрации»;
- с большими затруднениями происходит переход от ситуативного поведения к деятельности, подчинённой социальным нормам и требованиям или не переходит вообще.
Литература:
1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. – М. : Владос, 2001.
2. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии. – М., 2005.
3. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М. : Просвещение, 1991.
4. Лебединский В. В. Общие закономерности психологического дизонтогенеза. /Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. – М., 1995.
5. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика. – М. : Владос, 2004.