Елена Исева
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Былина»
Картотека дидактических игр и упражнений
по развитию у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения
Составитель:
воспитатель
Исева Елена Федоровна
Г. Бор, 2015 г.
Сентябрь
«Учимся представляться. Будем знакомы. Говорю и понимаю без слов».
Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Цель. Помочь составить ребёнку представления об основных правилах знакомства с окружающими взрослыми и сверстниками, об употреблении этикетных выражениях в определённых случаях. Познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать, о чём говорят другие, их настроение при помощи мимики и жестов.
Беседы; проигрывание проблемных ситуаций;
Рассматривание демонстрационного материала:
«Уроки вежливости», «Я и другие»; беседы по их содержанию;
Рассматривание и обсуждение фотографий и иллюстраций;
Предложить воспитанникам рассказать близким об их играх без слов;
Упражнения:
Игровое упражнение «Мимическая гимнастика»;
«Давайте познакомимся»
«Иностранец»;
«Маски»;
«Жесты», «Приветствие (прощание) без слова»,
«Волшебный мешочек»
«Расскажи о своём настроении»
Дидактические игры и упражнения:
Игры: «Подари движение»,
«Покажи настроение»;
«Настроение»;
Проигрывание игровых ситуаций «Знакомство»
«Угадай моё настроение», «Передай своё настроение»;
«Поделись хорошим настроением»,
«Знакомство»,
Игра «Лучшее знакомство»;
Этюд «Маугли»,
«Как я был новеньким»,
«Подумай и сделай»;
Игра – сюрприз «Зигзаг удачи»,
Подвижная игра «Вспомни имена своих друзей
Чтение и обсуждение рассказа «Случай в электричке»
Работа с пиктограммами.
Чтение:
Г. Остер «Будем знакомы»
Октябрь
«Давайте говорить друг другу комплименты». «Всё начинается со слова «здравствуй».
Цель. Познакомить детей с применением комплимента, как способа поощрения, выражения доброжелательности; раскрыть значение слова «здравствуй», употребление в зависимости от партнёра. Времени суток вариативных слов приветствия.
Рассматривание демонстрационного материала «Уроки вежливости», «Уроки доброты», беседа по их содержанию;
Использование этикетных формул приветствия в ролевых играх.
Придумать маленькую вежливую сказку «Здравствуй»;
Упражнения:
«Пожалуйста»,
«Розовое слово «привет»,
«Встреча»,
«Мы говорим комплименты»,
«Скажу комплимент»,
«Добрые слова»;
Дидактическая игра
«Как Буратино стал вежливым»;
Игры:
«Чудесные превращения»,
«Вежливые отгадки»,
«Комплимент»,
«Бояре»,
«Эхо»,
«Кто первым поздоровается»,
«Скажем «здравствуй»,
«Волшебные очки»;
Игры – драматизации
«Добрый день», «Страна вежливости»
Игра – разминка
«Вежливые часики»;
Этикетные задачки;
«Вежливые загадки»;
«Подсказки госпожи Указки».
Ноябрь
«Расставаясь, говорим мы «До свидания». Волшебное слово «Спасибо»
Цель. Раскрыть значение слова «До свидания», употребление в зависимости от партнёра различных форм прощания; обучить детей уместному использованию различных слов, формул благодарности.
Слушание отрывков из художественных произведений; моделирование и анализ ситуаций прощания; этюд на расслабление.
Приём ТРИЗ «Что было бы, если…»;
Использование этикетных формул прощания;
Рассматривание демонстрационного материала:
«Уроки вежливости», «Уроки доброты», «Я и другие», беседа по их содержанию
Упражнения:
«Закончи предложения»
Что значит «спасибо»;
Работа с пиктограммами;
Дидактические игры:
«До свидания, милое создание»;
«Вежливый котик»;
«Подарки»;
«Походки»
«У нас в гостях кукла Таня»;
Игровые упражнения
«Карлсон»,
«До свидания»,
«Факиры»;
Игра «Кто больше знает слов прощания» (соревновательного характера)
Декабрь
«Вежливая просьба»
Цель. Познакомить детей с доступными формами выражения просьбы, адресованной разным партёрам по общению: незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику.
Приём ТРИЗ
«Что было бы, если…»;
Проигрывание ситуаций;
Рассматривание демонстрационного материала
«Я и другие», «Уроки доброты», «Уроки вежливости», беседа по их содержанию;
Игры – драматизации:
«Как Буратино стал вежливым»,
«Вежливое слово» по стихотворению Э Мошковской;
Творческая игра
«Страна вежливости»;
Упражнения:
«Подсказки госпожи Указки»,
«Вежливый трамвайчик»,
Упражнение – инсценировка «Котик»;
Чтение художественных произведений:
С. Маршак «Ежели вы вежливы», «Знал одного ребёнка»,
И. Пивоварова «Был ослик очень вежливый»,
С Погореловский «Что значит быть вежливым»;
Литературная викторина
«Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…»
Сочинение этикетной сказки
Январь
«Разговор о том, как быть уступчивым. Настроение моё и окружающих»
Цель. Объяснить, как важно в любой совместной деятельности уступать друг другу, применяя различные специальные этикетные стереотипы: советы, извинения, согласие, одобрение. Обучить детей выражать своё настроение речевыми и неречевыми средствами общения, а также понимать настроение окружающих взрослых и детей.
Беседа, художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций;
Приём ТРИЗ
«Цепочка слов»
Этюды
«Стыдно»,
«Кто виноват»;
Упражнения:
«Ссора»,
«Волшебный мешочек»,
«Расскажи о своём настроении»,
«Разговор через стекло»,
«Доброе животное»,
«Передай другому»
Игры:
«Старенькая бабушка», «На мостике»
«Волшебное слово»;
Игры парами:
Мозаика в парах, «Рукавички», «Рисуем домики»;
Игры – инсценировки:
«Ябеда», «Мостик»;
«Закончи предложения»
Игра – драматизация
«Катание кукол на санках»
Февраль
«Я учусь культурно разговаривать»
Цель. Познакомить детей с правилами культурного поведения при общении с окружающими.
Рассматривание демонстрационного материала
«Уроки вежливости», «Я и другие»: «Вопросы профессора Этикета», «Подсказки госпожи Указки», беседа по их содержанию;
Чтение произведений устного народного творчества;
Игры – обсуждения:
«Взаимоотношения», «Воздушный шарик, прилетай»
Загадывание «вежливых» загадок;
Решение этикетных задачек;
Упражнения:
«Вежливые слова»,
«Как и с кем можно здороваться и прощаться»
«Кто первым поздоровается», «Подбери вежливое слово»;
Дидактические игры:
«Скажи наоборот»,
«Докажи, что ты прав»,
«Объясни, почему ты так думаешь»
«Поручения – обращения»;
«Приглашения»,
Сюжетно – ролевая игра;
Предложить воспитанникам рассказать своим близким о правилах культурного поведения при общении.
Март – апрель
«Разговор с другом (взрослым или сверстником). Сострадание, утешение, милосердие, забота»
Цель. Обучать детей умению слушать собеседника, быть внимательным к партнёру по общению. Учить соединять сопереживание со словесным выражением сочувствия, утешения, употребляя для этого специальные этикетные формулы.
Демонстрационный материал:
«Подсказки госпожи Указки»,
«Волшебная извинялочка»;
«Волшебная мирилка»;
«Утешалочка для девочек»;
«Считалка – утешалка».
Упражнения:
«Цветок вежливости»
«Дружба начинается с улыбки».
«Помоги волшебнику»,
«Выручи из беды»,
«Попроси помощи»,
«Что можно сделать для друга»,
«Ссора»,
«Магазин вежливых слов»,
«Болезнь куклы»,
«Хороший поступок»,
«Сколько стоит доброе слово?»
«Закончи предложение»,
«Сердечная ромашка»,
«Как сделать так, чтобы добро на планете Земля умножалось»,
«Чем ты можешь поделиться?»,
«Тише, Танечка, не плачь»
Этюды:
«Поссорились – помирились»,
«Кто виноват»,
«Странная девочка»,
Дидактические игры:
«Как Буратино стал вежливым»,
«Не забывай о товарищах»,
«Эти разные слова»;
Игры – инсценировки:
«Мишка и зайка», «Катание кукол на санках;
Игра – драматизация:
«Узнай себя»,
Игры – драматизации сказок;
Творческая игра
«Страна вежливости»;
Чтение:
Ненецкая народная сказка «Кукушка»,
Рассказ Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад»
Май
Якалки, плаксы, ябеды. Добрые дела, волшебные слова.
Итоговое занятие «Культура речевого общения»
Цель. Учить детей адекватному культурному общению в конфликтной ситуации. Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим взрослым, сверстникам, малышам, умение выбирать правильную формулу выражения своих чувств, мыслей.
Приём ТРИЗ
«Цепочка слов»;
Моделирование, проигрывание и анализ ситуаций;
Чтение художественных произведений:
Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра»,
Л. Квитко «Два друга»
Игры:
«Улыбка»,
«Комплимент»,
«Добрые мысли»,
«Воздушный шарик, прилетай»,
«Весенняя веточка»
«Ситуации»,
«Морозко»,
«Узнай, кто это»,
«Волшебное слово».
Ролевые игры, дидактические игры, игры парами;
обыгрывание волшебных слов в ролевых и творческих играх;
сочинение сказок – перевёртышей, вежливых сказок.
Используемая литература.
1. Дидактический материал «Уроки вежливости», «Я и другие»;
2. Сорокоумова «Уроки общения в начальной школе»;
3. Демидова «Будьте вежливы всегда»;
4. С. С. Бычкова «Формирование общения со сверстниками»;
5. Л. М. Шипицына «Азбука общения»;
6. Есина «Формирование культуры поведения у старших дошкольников»;
7. Семенака «Уроки добра»