Кравченко Анжела
Из опыты работы тьютора «Аутизм не приговор»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться на своей страничке маленькими успехами в социализации и в адаптации в школьной среде ученика с РАС.
Кто хоть немного знаком с проблемами, с которыми сталкиваются дети с РАС в обществе, тот сразу поймет, о чем пойдет речь.
А речь пойдет о первых, важных шагах к взаимодействию с коллективом класса, к осознанию себя как ученика. Ведь нужно строго выполнять все правила и обязанности школьника: садиться по звонку за парту, открывать самостоятельно тетрадь, выслушивать инструкцию, выходить к доске и отвечать, и многое-многое другое.
С первого взгляда, Кирилл ничем не отличается от других учеников.
Публикация «Из опыты работы тьютора „Аутизм не приговор“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
Трудности наши были впереди. Кирилл, не знал, что существуют правила, к которым его организм и его все внутреннее «Я» не хотело подчинятся. Ведь дома можно было все, а в школе запреты. Нельзя бегать, нельзя, драться, нельзя кусаться. Вот тут нам снова понадобились карточки PEGS. Собирая информацию о навыках и возможностях Кирилла, поняла, что семья не доверяла карточкам и настроены были категорически против, т. к. родители считали, карточки не лучший способ в развитии речи. А речь у Кирилла-отсутствовала. Была фразовая речь: дай, мама, бабушка, дача, папа и все.
Хочу уделить внимание детской агрессии. Бывают множество реакций на внешние раздражители, и когда нормотипичный человек может спокойно в кавычках, а может более менее спокойно отреагировать на неприятный факт, то ребенок или подросток с ОВЗ которому очень трудно совладать с эмоциями, может выплеснуть такое девиантное поведение, что приходится в конце урока прослеживать с чего началось такое поведение и где его нужно было гасить. Предвидеть начало вспышки девиантного поведения сможет более опытный специалист, зная особенности аутистического спектра, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Важно договариваться с ребенком! Спокойно, не повышая голос можно и нужно договариваться!
Дети с РАС очень чувствуют вашу доброжелательность и тревогу. Они, на первых порах могут вас испытывать и смотреть на вашу реакцию. Поэтому ко всему нужно подходить к негативному без эмоций и удивлений.
Несколько примеров из жизни Кирилла.
Кирилл, в выходные ходил с мамой в кинотеатр и ему очень понравился фильм связанный с маской, (прикрытая часть лица). Придя в школу, я начинаю считывать по его походке, гримасе лица что мне предстоит подготовить и заранее быть на чеку. А так как Кирилл, не умел выразить свое желание и сказать точно, чего он хочет ситуация была невероятно сложной. Зайдя в класс, Кирилл обвел всех взглядом, подошел к своей парте развернулся и принялся убегать с воплями по коридору школы. Когда уговорами вернула его в класс, я просто спросила: Что ты хочешь? Кирилл, показал мне жестом очки-маска!
Я: - Маска?
Кирилл, довольный принялся усаживаться за парту. Предложила сделать маску из картона, было все для нужного элемента, но сначала "маска", а потом "заниматься"! Сделав свою долгожданную маску Кирилл сел и прозанимался спокойно целых два урока.
Второй эпизод, связанный с туалетом. Родители с самого начала скрыли от учителей и специалистов, что у мальчика не сформированы туалетные навыки. И мальчику захотелось выйти из класса в туалет, а сказать и показать карточку не было возможности. И снова-убегание! Через неделю, я внедрила все карточки ПЕКС в образовательную среду и в личную жизнь мальчика. Скажу вам честно, насколько стало легче работать, понимать друг друга. Кирилл, начал говорить и повторять слова, и даже стал произносить мое имя).
Самое важное иметь в учебном процессе с такими детьми -расписание в виде ленты, где лепятся на липучках поочередно карточки ПЕКС с изображением предстоящих уроков и событий.
Даем возможность ребенку освоится к атмосфере класса, показать, что его ждет. А ждет К. ритуал и выполнение инструкций и приз за выполненную работу- светящий мини-самолет. Кира, тут же задувает свечку, и садится за парту. YES! Первый шаг сделан, тут же нужно продлить мотивацию к учебе, бурно радуюсь, поглаживаю по плечу и проговариваю похвалу. Учитывая, что дети с РАС быстро истощаются, мы играем в рекреации подольше на переменах: бегаем друг за другом, водим хороводы, так как К. нравится кружиться.
К сожаленью, бывали и негативные стороны в учебе, К. словно менялся на глазах, сказывалась погода, плохое самочувствие и тогда мы просто сидели в мешке, смотрели картинки, рисовали, натягивали резиночки на самодельную доску с гвоздиками, дули пузыри и просто учились коммуникации.
Самый важный момент в школьном процессе нужно отводить сеснсорной стимуляции, так как эта сторона жизни очень тонко связана с жизнью ребят с РАС. Мы делали все своими руками: фасоль в коробочках, пересыпали по баночкам-большим, средним и маленьким. Как раз это пригодилось на уроках математики визуальное подкрепление к теме «Много- мало». Резали на длинные и короткие части цветные трубочки на веревочку, отрабатывали цвета радуги и тему «Короткий- длинный». Весь материал был адаптирован под данного ученика.
Было много удач и неудач, агрессий и слез на пути к формированию правильного поведения в школе. Нужна сплоченная команда специалистов, чтобы действовать в ритме, по одной системе альтернативной коммуникации, создавая благоприятную атмосферу для реализации поставленных целей и задач.
А самое главное хочется сказать родителям имеющих деток с ОВЗ. Доверяйте нам! Помогайте нам и своему ребенку, подкрепляйте пройденный материал дома и в первую очередь, делайте такие же карточки ПЕКС, которые будут у вас функционировать в обиходе и в школе. Жизнь вашего ребенка станет спокойнее и радостнее. Появится взаимопонимание в семье и в коллективе!