Михеева Юлия Васильевна
Конспект занятия «Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях «Одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
«Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях» /Одежда/
Целевая аудитория: ребенок с общим недоразвитием речи (III уровень, (6 лет).
Форма организации занятия : индивидуальная.
Цель: автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
1. закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [Ш];
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях „Одежда“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
2. учить правильно произносить звука [Ш] в словах и предложениях;
3. закреплять умение находить место звука [Ш] в слове.
Коррекционно-развивающие:
1. развивать фонематический слух;
2. развивать речевое дыхание;
3. развивать артикуляционную и общую моторику;
4. развивать навыки составления простых предложений.
Воспитательные:
1. воспитывать положительное отношение к занятию;
2. воспитывать усидчивость и внимание при выполнении заданий.
Оборудование: игрушка «Плюшевый мишка»; зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой; наглядные символы для характеристики звука [Ш]; бочонок, конверты с заданиями; карточки с изображением шубы, шорт, штанов; макет футбольных ворот, ватные шарики; картонные футболки с изображением предметов на звук [Ш] для игры «Разложи вещи в шкаф»; картинка для упражнения «Кому что?», карандаш.
Ход занятия:
Организационный этап
1. Логопед: Здравствуй! Сегодня к нам на занятие пришёл гость.
Хочешь узнать – кто он?
Попробуй отгадать загадку, тогда узнаешь - кто это.
«Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу» (Плюшевый мишка)
Кто же это?
Какой он?
Правильно, это - плюшевый мишка. Он хочет с тобой познакомиться и поиграть. Давай покажем Мишке, как делать гимнастику для язычка.
Основной этап
2. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш].
Логопед: Посмотри на картинку и выполняй артикуляционные упражнения. Упражнения: «Улыбочка», «Блинчик», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Чашечка», «Хоботок».
3. Формирование воздушной струи.
Логопед: Думаю, Мишке понравилась наша гимнастика. А ещё нашему гостю нравится играть в футбол. Давай с ним поиграем.
Игра «Загнать мяч в ворота».
Губы вытянуты вперед трубочкой и длительно дуем на ватный шарик, стараясь, чтобы он полетел в ворота.
4. Произношение звука [Ш] изолированно.
Логопед: Давай расскажем Мишке, как правильно произносить звук [Ш].
Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Ш]? (губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щелкой, язык похож на «чашечку» и поднят за бугорки за верхними зубами).
Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?
Воздух выходит свободно изо рта, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.)
Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.)
Звук [Ш] – твердый согласный.
Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш
Дрожит ли наше горлышко или оно спит? (спит) Правильно, звук [Ш]– глухой.
5. Автоматизация звука [Ш] в словах.
Логопед: Мишка приготовил для тебя слова. Я буду назвать их, а ты, как только услышишь звук [Ш], хлопни в ладоши и произнеси слово. Слушай внимательно, хорошо!
Слова : шапка, майка, шуба, платье, рубашка, носок, сарафан, шарф, пижама, штаны, юбка, шорты, кофта.
Молодец! Мишка очень рад, ты выполнила все правильно.
6. Определение первого звука в слове.
Логопед: Посмотри, у Мишки бочонок, только в нём не мёд, а конверты. Посмотри, что в них.
Посмотри на картинку и скажи, что там нарисовано?
Картинки: шуба, шорты, штаны.
А что это такое? Как можно назвать всё это одним словом? (одежда)
Какой первый согласный звук ты слышишь в слове шуба? В слове шорты? В слове штаны? Если, нужно, произнеси их ещё раз.
7. Развитие фонематического слуха.
Теперь доставай 2-й конверт из бочонка.
Игра «Разложи вещи в шкаф»
У ребенка картонные футболки с изображением предметов, в названии которых есть звук [Ш]. Нужно разложить их на разные полки: на верхнюю полку- звук [Ш] в начале, на среднюю — звук [Ш] в середине слова, на нижнюю- звук [Ш] в конце слова.
Речевой материал: картонные футболки с изображением: мишки, шишки, шахмат, душа, шарфа, ложки, ромашки, шкафа, карандаша, шапки, шубы, рубашки, мышки, ковша, туши, груши.
Молодец! Мишке понравилось наводить порядок в шкафу.
8. Динамическая пауза
Мишка немножко устал. Давай отдохнем с ним и сделаем физминутку.
Физминутка «Мишка»
Топай, Мишка, (топаем ногами)
Хлопай, Мишка (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз (движения руками)
Улыбайся и садись.
Молодец! Продолжим наше занятие.
9. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Логопед: Пришло время, достать последний конверт из бочонка. Посмотри, что там?
Упражнение «Кому что?»
Соединить линиями вещи для мальчика Миши и девочки Маши.
При соединении необходимо произнести: Эту шубу наденет Маша. Эту рубашку наденет Миша. Эти шорты будет носить Миша. Эту шапку будет носить Маша. В эти шахматы играет Миша. С этой игрушкой играет Маша. Этими карандашами будет рисовать Маша. С этой машинкой будет играть Миша. Этот кошелек Машин. Эти шары Мишины. Ребенок самостоятельно выполняет упражнения перед зеркалом, при необходимости педагог помогает.
Картинка с изображением девочки Маши и мальчика Миши. Вещи: шуба, рубашка, шапка, шорты, игрушка, машина, шары, шахматы, кошелек, карандаши.
Заключительный этап Подведение итогов занятия.
Мишке очень понравилось с тобой играть. Скажи, какой звук встречался тебе во всех заданиях? (Звук [Ш])
Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой)
А теперь нам пора прощаться с Мишкой, но он обязательно придет к нам в гости снова.