Анастасия Спицина
Конспект занятия «Автоматизация звука [С] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука [С] в слогах и словах
Те
а: «Автоматизация произношения звука [С] в слогах и словах»
Цель: правильно и четко произносить звук С в слогах и словах.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука [С];
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [С] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Автоматизировать звук [С] в слогах и словах
Коррекционно – развивающие:
• Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
• Обогащать словарный запас
• Формировать навыки словообразования
Воспитательные:
• Воспитывать самоконтроль за речью,
• Умение вслушиваться в речь логопеда.
Оборудование: зеркало; квадратики зеленого, синего, красного цветов; картинный материал: сад, сани, оса, коса, сын, сыпать, усы, носы, сок, сон, сом, суп, сумка, суббота, скамейка, скакать, стакан; компьютер; презентация с заданиями на автоматизацию звука [С] в словах.
Ход занятия
I. Организационный этап
Ребенок заходит в кабинет и садится перед зеркалом:
– Здравствуй,! Успокаиваемся и настраиваемся на занятие!
1. Артикуляционная гимнастика
«Открой и закрой забор». Малыш принимает исходное положение и открывает рот, располагает язычок внизу, кончиком упирается в нижние зубы. Потом закрывает рот.
«Блинчики». Малыш улыбается так, чтобы открыть верхние зубы, язык неподвижно распластан и касается уголков рта. Удерживает в течение 15 секунд.
«Остуди блинчики». Ребенок улыбается, как в предыдущем упражнении. Потом дует, длительно произнося звук «ф», но не надувая щек.
«Горка». Ребенок приоткрывает рот, упирается кончиком языка в нижние зубки, приподнимает спинку языка, а боковые поверхности прижимает к верхним зубам. Фиксирует положение на 15 секунд, после чего покусывает верхнюю часть языка, скатывается зубами по языку вниз, как по горке.
2. Дыхательные упражнения
Кто дальше загонит мяч?
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
II. Основной этап
1) Объявление темы занятия
– Сегодня мы с тобой будем не просто повторять звук, а будем выполнять роль помощника для воздушных шариков. Догадался? Правильно, сегодня мы с тобой будем насосами – вот такая у нас с тобой необычная роль сегодня. Но сначала мы повторим все что знаем про звук [С]. Итак:
В каком положении у нас губы (губы растянуты в улыбке, разомкнуты и видны зубы?
А какой у нас язычок во время произношения (кончик языка опущен к нижним резцам и упирается в них. Высоко поднятая передняя часть спинки языка сближена с верхними резцами и альвеолами и образует с ними щель. По передней части спинки языка проходит желобок за счет чего щель узкая и овальная. Средняя, задняя части спинки и корень языка опущены. Боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам.?
А работают у нас голосовые складочки, давай проверим ладошку к горлышку приложим (есть вибрация или нет?
А теперь давай произнесем звук и подуем на ладошку, какой ветерок подул (сильная, холодная, узкая, концентрированная, хорошо ощущается на тыльной поверхности руки. ?
Положить перед ребенком 3 квадратика: синий, зеленый, красный.
– Молодец! А теперь давай повторим какой у нас звук [С] (положить перед ребенком 2 квадратика синего и красного цвета). Звук [С] у нас гласный или согласный (согласный? Хорошо, а он твердый или мягкий (кладем вместо красного квадратика зеленый. Перед ребенком два квадрата: синий и зеленый) (твердый?
2) Закрепление звука в слогах и словах
– А теперь давай повторим с тобой слоги :
Са – Са – Сы
Са – Сы – Сы
Са – Сы – Са
Сы – Сы – Са
Сы – Са – Са
Сы – Са – Сы
– Молодец! А теперь усложним задачу:
Са – са – са – летит оса.
Сы – сы – сы – у осы усы.
Су – су – су – видели осу?
Са – са – са – где оса?
Сы – сы – сы – нет осы.
– Отлично! А теперь повтори за мной слова :
Сад, сани, оса, коса, сын, сыпать, усы, носы, сок, сон, сом, суп, сумка, суббота, скамейка, скакать, стакан.
3) «Услышь звук»
Я буду произносить звуки (слоги, слова). Как только услышишь звук [c], поймай его - хлопни в ладоши».
ряд звуков : [с, ш, р, с, т, м, с, л, с],
Ряд слогов : ла, са, ры, вы, сы, мо, со, ру
Ряд простых слов : сок, дом, санки, сумка, кот.
Видеопрезентация:
– Ой, а к нам в гости пришла необычная гостья и принесла тебе интересное задание. Сможешь догадаться кто это? Я тебе подскажу:
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица – Всем ребятам нравится! (Лиса)
– Правильно – это лиса! У лисы для тебя есть задания, послушай их внимательно, постарайся все сделать правильно.
4) «Найди детёнышей»
На слайдах представлены картинки с животными (мамами, внизу расположены варианты детёнышей. Ребенку необходимо назвать каждого из них и сказать подходит ли он и если нет, то назвать чей он детеныш.
5) «Найди слова на звук [С]»
На слайде расположены картинки, ребенок называет каждую и говорит есть ли в ней звук [С] или нет.
III. Итоговый этап
– Итак, расскажи мне с каким звуком мы сегодня играли? Какой звук [С]? Какие слова ты запомнил со звуком [С]?
– Ты сегодня большой молодец, поэтому я дарю тебе такую большую наклейку!