Анастасия Николаевна
Автоматизация звука [р] у детей старшего дошкольного возраста. Конспект индивидуального занятия
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ:
«Речевое развитие»
- Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «Р» в слогах и словах со стечением согласных; характеристики звука «Р».
- Способствовать развитию слухового восприятия, внимания как основы для фонематического слуха.
- Осуществлять поддержку при дифференциации на слух звука «Р» в словах. - Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений артикуляционного уклада звука «Р».
Публикация «Автоматизация звука [р] у детей старшего дошкольного возраста, Конспект индивидуального занятия» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Воспитывать звуковую культуру речи.
- Способствовать воспитанию внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
- Содействовать развитию интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ИНТЕГРАЦИИ
«Физическое развитие» : способствовать развитию моторики кистей и пальцев рук.
«Познавательное развитие»
- Создать условия для дальнейшего закрепления знаний о космосе и космических объектах. Расширение кругозора детей
«Физическое развитие»
- Использование разных видов физической активности на занятии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ребенок плавно и точно выполняет артикуляционные упражнения; правильно произносит звук «Р» изолированно, в словах и слогах; определяет наличие звука в словах; совершенствует знания о космосе и космических объектах.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ : индивидуальная.
ФОРМА РАБОТЫ: образовательная деятельность (по заданию учителя-логопеда).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, кто такие авиаторы, космические планеты, разучивание с детьми стихов, используя мнемотехнику; разучивание пословиц на тему «Космос»; развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
ОБОРУДОВАНИЕ: Стульчик, зеркало, цветные звездочки, аудиозапись, презентация.
МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (введение в образовательную деятельность) :
(имя ребенка, мой знакомый астроном прислал для тебя письмо, но письмо не простое а интерактивное. Интерактивное письмо – это такое письмо, которое можно посмотреть через компьютер, в нем тебя ждет много игр и сюрпризов! Пойдемте скорее его откроем!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап) :
Ребенок садится на стул, воспитатель включает проектор –
1 слайд – звездочет держит подзорную трубу и смотрит в небо, появляется текст
Здравствуйте, ребята, я – астроном. Я изучаю звезды, и
космические планеты.
2 слайд
Астр-р-роном намор-р-рщил лоб,
Астр-р-роном – ученый.
Он на звезды в телескоп
Глядит ночью темной.
Далеко они от дома,
К ним лететь сто тысяч лет.
Любопытно астр-р-роному:
Есть там люди или нет?
Воспитатель: А как ты думаешь, есть люди на других планетах или нет?
– Почему бы нам самим не отправиться в космос и не узнать точный ответ на этот вопрос? Отправимся?
– А на чем мы полетим в космос?
– Какой первый звук в слове РАКЕТА?
– А есть этот звук в слове АСТРАНОМ?
– А в слове СКАФАНДР?
– В словах, связанных с темой «Космос» очень часто встречается звук Р – этот звук самый сложный в произношении.
Так как мы отправляемся в космос перед вылетом нам нужно сделать артикуляционную гимнастику, чтобы наш язычок произносил четко и правильно все звуки :
3 слайд
«ЗАБОРЧИК»
4 слайд
«ТРУБОЧКА»
5 слайд
«ЛОПАТКА»
6 слайд
«ЛОШАДКА»
7 слайд
«МОЛОТОЧЕК»
8 слайд
«ГРИБОК»
9 слайд
«ЗАВЕДЕМ МОТОР РАКЕТЫ» /р-р-р-…/
10 слайд – изображение ракеты
А сейчас мы с тобой поиграем в игру «Ракета»
Фонопедическое упражнение «Ракета»
Проверяем топливо (ребенок произносит «Ш-ш-ш…»)
Открываем и закрываем люки (А-а, А-а, А-а…ребенок произносит А низким и высоким голосом)
Проверяем радио (Ребенок произносит короткие и острые звуки У в разных регистрах. Воспитатель показывает высоту голоса рукой)
Включаем двигатель (Произносит звук Р и вращают кулачками перед грудью) а сейчас двигатель работает еще быстрее…. И еще быстрее…
11 слайд появляется надпись
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
Звучит еле слышно мелодичная «космическая музыка»
12 слайд – звёздное небо
– Посмотри, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. Наша большая звезда, от которой мы получаем свет и тепло – солнце, а планеты которые крутятся вокруг нее образуют солнечную систему. Ты знаешь, какие планеты ее образуют?
13 слайд – изображение солнечной системы
14 слайд – изображение марсианина
Воспитатель: Внимание! С нами на связи марс! А это его житель – марсианин, давай поздороваемся с ним!
15 слайд – марсианин пишет ответ.
«Здравствуй, (имя ребенка, на моей планете никто не умеет разговаривать на вашем языке, а я очень люблю играть в разные игры, и моя любимая игра, в которую играют на вашей планете называется «Наоборотенка», давай поиграем в нее?»
Воспитатель: Сейчас марсианин будет тебе писать слово, а ты говори ему слово противоположное по значению и объясни, в какой части слова находится звук Р
16 слайд
Враг – …
17 слайд
Зло – …
18 слайд
Вражда – …
19 слайд
Печаль – …
20 слайд
Белый – …
21 слайд
Улетать – …
22 слайд
Тусклый - ….
Слайд 23 – картинка с изображением звука Р, при правильном ответе ребенка показываются изображения с характеристикой звука
Марсианин очень любит звук «ррррр». Расскажи об этом звуке. Какой он: гласный или согласный? Почему?
(приложить ладонь ребенка к своему горлу, произнося звук «Р») При произношении звука «Р», голос дрожит? Значит, он какой? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначается звук?
Звук [Р] — согласный, звонкий, твёрдый. Звук обозначается синим цветом.
Когда произносим звук «Р», рот открыт, кончик языка дрожит за верхними зубами, горло дрожит.
Воспитатель: Марсианин, с тобой было интересно играть, но нас очень интересует вопрос, на других планетах солнечной системы живут люди?
Слайд 24
«Нет, к сожалению, в солнечной системе нет таких планет, кроме вашей, на которой бы жили люди, их условия совершенно не пригодны для зарождения жизни, но возможно, где-нибудь в далёкой галактике есть еще одна голубая планета, заселенная людьми. Мне пора прощаться. До свидания!»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (рефлексивный этап)
Воспитатель: До свидание, марсианин, спасибо тебе большое за ответ!
Слайд 25
Звездочет:
«Вы уже познакомились с моим другом марсианином! Что вы с ним делали? Он летает по разным планетам галактики! Рассказан ли вам марсианин, есть ли в нашей солнечной системе такие планеты, на которых живут люди? Почему?
Мне тоже пора уходить, приятно было с тобой пообщаться. Пока!»
Воспитатель: Ты сегодня большой молодец, провел огромную работу и узнал много нового, за это я хочу подарить тебе звёздочку, но ты должен сам себе выбрать, какую ты захочешь. Возьми красную звёздочку, если тебе понравилось наше путешествие, и синюю, если не понравилось. Расскажи, почему ты выбрал именно эту звёздочку?