Инна Курчакова
Занятие по автоматизации звука [Р] в слогах, словах предложениях «В цирке»
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
• Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
• Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
• Образование существительных, обозначающие названия профессий;
• Знать артикуляционные упражнения;
• Знать артикуляцию звука Р и его характеристику;
• Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);
Публикация «Занятие по автоматизации звука [Р] в слогах, словах предложениях „В цирке“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
• Знать графический образ буквы Р;
Развивающие:
• Развивать фонематический слух
• Развивать навыки звукового анализа и синтеза
• Развивать целостное восприятие
• Развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
• Воспитание стремления овладеть правильной речью;
• Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям
Оборудование:
Разрезная картинка «Автобус», игрушка машинка, карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики, картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, настенное зеркало, мяч, балансир.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок.
• Упражнение «Чистим зубки»
1. Улыбнуться
2. Показать зубы, приоткрыть рот
3. Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы
• Упражнение «Барабанщик»
1. Улыбнуться
2. Открыть рот
3. Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д : д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).
• Упражнение «Маляр»
1. Губы в улыбке
2. Приоткрыть рот
3. Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад
- Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»).
- Так на чём мы поедем?
- На автобусе.
- Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р] и везет машинку по дорожке к цирку).
3. Характеристика звука [Р].
- Какой звук произносим? Какой он - звук [Р]?
- Согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой, буквой Р.
4. Автоматизация звука.
1) в слогах
- Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? (Ответ ребёнка)
Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.
- Они знают цифры: покажут им цифру, и собачки лают столько же раз. Вот такие дрессированные собачки.
- Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз:
пра - 2 пры — 3 пар — 2 пар — 3
- Молодец!
2) в словах
- На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус с использованием балансира: (ребенок стоит на балансире, ловит мяч и отвечает)
большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?
- Да.
- Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.
3) в предложениях
- Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.
- Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.
Игра с мячом «Бывает, не бывает»
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
5. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.
- Во время представления громко играет цирковой оркестр.
- Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [Р] : барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.
- Молодец! Правильно назвал инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)
6. Динамическая пауза
- Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем?
Ответ ребенка: Гармонист.
(Су-джок терапия)
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
7. Позиция звука в слове.
- А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.
- Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)
(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу).
8. Упражнение в правильном произнесении звука [Р].
- Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Ры – ры – ры – шары в руках у детворы
Ра – ра – ра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.
(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).
9. Мелкая моторика рук.
-Прощаясь, артисты подарили нам вот такие камушки, давай выложим букву Р.
10. Итог занятия.
- Пора возвращаться домой.
- Скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.
- А какой звук мы брали с собой в цирк? (Ответ ребёнка).