Марина Фецова
«Звуковая культура речи. Звук [ч]-[щ]». Конспект ООД по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Тема: «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК «Ч» и «Щ»
Цель: активизировать речь детей.
Задачи:
• Познакомить детей со звуками «Ч» и «Щ»;
• Расширять словарный запас (ввести понятия, что щетка бывает зубная, обувная, платяная);
• Учить произносить звук «Ч» и «Щ»;
• Закреплять понятие «один», «много»;
• Закреплять умение употреблять уменьшительно – ласкательные слова;
• Развивать артикуляционный аппарат;
• Развивать слуховое восприятие;
• Развивать логическое мышление;
• Развивать мелкую моторику;
• Воспитывать культуру речи, стремление произносить правильно.
Оборудование: коробка, птичка, письмо, аудиозапись пение птиц, карточки с картинками (черепаха, чеснок, чайник, щетка, щука, щенки); раскраска, карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Стали дружно все мы в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо.
«Ребята, пишет вам волшебник сказочной страны Лапландии.
Ребята, у нас случилось горе. Горе мне волшебнику. Я никак не могу разобраться в чем дело. Может быть вы мне поможете. Дело в том, что у нас стали пропадать звуки. Раньше у нас было волшебно и красиво, всегда пели птицы, а теперь наступила тишина. Я знаю, что это проделки моего младшего брата Эля. Он у меня большой проказник, очень любит загадки, но в этот раз я не могу их отгадать. Может быть вы сможете мне помочь, о чем они.»
Воспитатель спрашивает согласны ли дети помочь волшебнику.
Загадки:
Необычный очень зверь,
Панцирь крепкий, как кремень.
Можно дома содержать,
Только бы не потерять.
Много лет она живет,
Травку ест и воду пьет.
Дети, не потерпим краха,
Это друг наш (черепаха)
В землю осенью зароют,
Закалили чтоб морозы,
Через год он подрастёт,
Острый вкус приобретёт (чеснок)
Не паровоз, а дымит,
Не тренер, а свистит,
В нём вода закипает,
Как предмет сей называют? (чайник)
Воспитатель: Ребята, как нам можно связать эти слова, что же заколдовал в них Эль?
Дидактическое упражнение «Определи первый звук слова»
Чайник, черепаха, чеснок
Ответы детей. (звук «ч»)
Слышится недолгое пение птиц.
Воспитатель поясняет, что мы отгадали, но, наверное, нам надо еще что – то сделать, предлагает научится произносить этот звук.
Воспитатель: «Но, для начала, давайте поиграем с нашим язычком, чтобы он не ошибался в произношение».
Артикуляционная гимнастика:
«Любопытный язычок» (язык прямо)
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
Что он скачет взад – вперед (язык вперед – назад)
Удивляется народ.
«Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык-
Долго спать он не привык
И, спросил у подбородка:
«Эй, какая там погодка?» (язык максимально вниз)
«Приветствие языка»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа
Дидактическое упражнение «чистоговорка со звуком «Ч»)
Проводится, как хором, так и в индивидуальном порядке.
ЧА-ЧА-ЧА- у меня нет ключа
ЧА-ЧА-ЧА- надо вызвать мне врача
ЧА-ЧА-ЧА-мы ждали нашего врача
ЧУ-ЧУ-ЧУ-я стихи учу
ЧУ-ЧУ-ЧУ- громко в дверь я постучу
ОЧ-ОЧ-ОЧ – быстро наступила ночь
ИЧ-ИЧ-ИЧ – я кладу кирпич
УЧ-УЧ-УЧ- ёжик наш ключ
ЧКИ-ЧКИ-ЧКИ- по дорожке каблучки.
Дидактическая игра «Услышь звук «Ч»»
Ребята, я называю слова, а вы должны услышав звук хлопнуть в ладоши
Чайник, кружка, чашка, чай, зайчик, мяч, автобус, край, черешня, черепаха, алыча.
Воспитатель обращает внимание на местонахождения звука в слове.
Звучит недолгое пение птиц.
Физкультминутка
Мы можем весело шагать
По тропе волшебной,
На двух ногах скакать
И на одной, наверное,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам,
С друзьями пробежать бегом
И отдохнуть потом.
Воспитатель: Ребята, пение птиц не возвращается.
Наверное, еще какой – то звук потерялся. Смотрите мы не все загадки отгадали.
Загадки
Работу на себя беру
Чищу, отмываю, тру
У меня на спинке-
Колкая щетинка (щетка) – показ картинки
Дидактическое упражнение «Какая»
Щетка, которой мы чистим зубы – зубная.
Щетка, которой чистим обувь – обувная.
Щетка, которой чистим одежду: пальто, платье – платяная.
Загадка
У не во рту пила
Под водой она жила
Всех пугала и глотала
А потом в котел попала… (щука) – показ картинки
Детеныш собаки… (щенок) – показ картинки (на картинке несколько щенков)
Воспитатель обращает внимание, что на картинке несколько щенков и просит назвать
Дидактическая игра «Один – много»
Щенок-щеночек
Щука – щуки
Щетка –щетки
Дидактическое упражнение на восприятие «Определи первый звук слова»
Щука, щенок, щетка
Ответы детей. (звук «Щ»)
Слышится пение птиц и опять замолкает.
Воспитатель предлагает поучится говорить звук «Щ»
Дидактическое упражнение «чистоговорка со звуком «Щ»»
Щи –щи- щи – спрячусь, ты ищи
Щу –щу- щу- я тебя ищу
Ща –ща- ща – в речке три леща
Ащ –ащ – ащ – новый синий плащ
Ещ – Ещ – Ещ- в речке плавал лещ.
Воспитатель обращает внимание на местонахождения звука в слове.
Воспитатель: Ребята, давайте сосчитаем, сколько слов в пословице
Дидактическое упражнение на слуховое восприятие и внимание.
«Щи, да каша, - пища наша»
Воспитатель: «Ребята, почему – то пение птиц не возвращается, давайте попробуем добрые, ласковые слова – может это поможет.
Дидактическое упражнение «Назови ласково»
Черепаха – черепашечка, чайник – чайничек, чеснок – чесночок, щетка – щеточка, щука – щучка, щенок – щеночек.
Звучит пение птиц
Воспитатель поздравляет детей с тем, что они справились и предлагает им на память раскрасить картинки.
Раскрашивание раскрасок
Итог занятия.
Понравилось ли им сегодняшнее приключение?
Что им сегодня понравилось?
Что запомнилось?