Приложение МААМ

«Звуковая культура речи. Звук [ч]-[щ]». Конспект ООД по развитию речи в средней группе

Марина Фецова
«Звуковая культура речи. Звук [ч]-[щ]». Конспект ООД по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Тема: «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК «Ч» и «Щ»

Цель: активизировать речь детей.

Задачи:

• Познакомить детей со звуками «Ч» и «Щ»;

• Расширять словарный запас (ввести понятия, что щетка бывает зубная, обувная, платяная);

• Учить произносить звук «Ч» и «Щ»;

• Закреплять понятие «один», «много»;

• Закреплять умение употреблять уменьшительно – ласкательные слова;

• Развивать артикуляционный аппарат;

• Развивать слуховое восприятие;

• Развивать логическое мышление;

• Развивать мелкую моторику;

• Воспитывать культуру речи, стремление произносить правильно.

Оборудование: коробка, птичка, письмо, аудиозапись пение птиц, карточки с картинками (черепаха, чеснок, чайник, щетка, щука, щенки); раскраска, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Стали дружно все мы в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо.

«Ребята, пишет вам волшебник сказочной страны Лапландии.

Ребята, у нас случилось горе. Горе мне волшебнику. Я никак не могу разобраться в чем дело. Может быть вы мне поможете. Дело в том, что у нас стали пропадать звуки. Раньше у нас было волшебно и красиво, всегда пели птицы, а теперь наступила тишина. Я знаю, что это проделки моего младшего брата Эля. Он у меня большой проказник, очень любит загадки, но в этот раз я не могу их отгадать. Может быть вы сможете мне помочь, о чем они.»

Воспитатель спрашивает согласны ли дети помочь волшебнику.

Загадки:

Необычный очень зверь,

Панцирь крепкий, как кремень.

Можно дома содержать,

Только бы не потерять.

Много лет она живет,

Травку ест и воду пьет.

Дети, не потерпим краха,

Это друг наш (черепаха)

В землю осенью зароют,

Закалили чтоб морозы,

Через год он подрастёт,

Острый вкус приобретёт (чеснок)

Не паровоз, а дымит,

Не тренер, а свистит,

В нём вода закипает,

Как предмет сей называют? (чайник)

Воспитатель: Ребята, как нам можно связать эти слова, что же заколдовал в них Эль?

Дидактическое упражнение «Определи первый звук слова»

Чайник, черепаха, чеснок

Ответы детей. (звук «ч»)

Слышится недолгое пение птиц.

Воспитатель поясняет, что мы отгадали, но, наверное, нам надо еще что – то сделать, предлагает научится произносить этот звук.

Воспитатель: «Но, для начала, давайте поиграем с нашим язычком, чтобы он не ошибался в произношение».

Артикуляционная гимнастика:

«Любопытный язычок» (язык прямо)

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

Что он скачет взад – вперед (язык вперед – назад)

Удивляется народ.

«Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык-

Долго спать он не привык

И, спросил у подбородка:

«Эй, какая там погодка?» (язык максимально вниз)

«Приветствие языка»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа

Дидактическое упражнение «чистоговорка со звуком «Ч»)

Проводится, как хором, так и в индивидуальном порядке.

ЧА-ЧА-ЧА- у меня нет ключа

ЧА-ЧА-ЧА- надо вызвать мне врача

ЧА-ЧА-ЧА-мы ждали нашего врача

ЧУ-ЧУ-ЧУ-я стихи учу

ЧУ-ЧУ-ЧУ- громко в дверь я постучу

ОЧ-ОЧ-ОЧ – быстро наступила ночь

ИЧ-ИЧ-ИЧ – я кладу кирпич

УЧ-УЧ-УЧ- ёжик наш ключ

ЧКИ-ЧКИ-ЧКИ- по дорожке каблучки.

Дидактическая игра «Услышь звук «Ч»»

Ребята, я называю слова, а вы должны услышав звук хлопнуть в ладоши

Чайник, кружка, чашка, чай, зайчик, мяч, автобус, край, черешня, черепаха, алыча.

Воспитатель обращает внимание на местонахождения звука в слове.

Звучит недолгое пение птиц.

Физкультминутка

Мы можем весело шагать

По тропе волшебной,

На двух ногах скакать

И на одной, наверное,

Руками весело махать,

Смотреть по сторонам,

С друзьями пробежать бегом

И отдохнуть потом.

Воспитатель: Ребята, пение птиц не возвращается.

Наверное, еще какой – то звук потерялся. Смотрите мы не все загадки отгадали.

Загадки

Работу на себя беру

Чищу, отмываю, тру

У меня на спинке-

Колкая щетинка (щетка) – показ картинки

Дидактическое упражнение «Какая»

Щетка, которой мы чистим зубы – зубная.

Щетка, которой чистим обувь – обувная.

Щетка, которой чистим одежду: пальто, платье – платяная.

Загадка

У не во рту пила

Под водой она жила

Всех пугала и глотала

А потом в котел попала… (щука) – показ картинки

Детеныш собаки… (щенок) – показ картинки (на картинке несколько щенков)

Воспитатель обращает внимание, что на картинке несколько щенков и просит назвать

Дидактическая игра «Один – много»

Щенок-щеночек

Щука – щуки

Щетка –щетки

Дидактическое упражнение на восприятие «Определи первый звук слова»

Щука, щенок, щетка

Ответы детей. (звук «Щ»)

Слышится пение птиц и опять замолкает.

Воспитатель предлагает поучится говорить звук «Щ»

Дидактическое упражнение «чистоговорка со звуком «Щ»»

Щи –щи- щи – спрячусь, ты ищи

Щу –щу- щу- я тебя ищу

Ща –ща- ща – в речке три леща

Ащ –ащ – ащ – новый синий плащ

Ещ – Ещ – Ещ- в речке плавал лещ.

Воспитатель обращает внимание на местонахождения звука в слове.

Воспитатель: Ребята, давайте сосчитаем, сколько слов в пословице

Дидактическое упражнение на слуховое восприятие и внимание.

«Щи, да каша, - пища наша»

Воспитатель: «Ребята, почему – то пение птиц не возвращается, давайте попробуем добрые, ласковые слова – может это поможет.

Дидактическое упражнение «Назови ласково»

Черепаха – черепашечка, чайник – чайничек, чеснок – чесночок, щетка – щеточка, щука – щучка, щенок – щеночек.

Звучит пение птиц

Воспитатель поздравляет детей с тем, что они справились и предлагает им на память раскрасить картинки.

Раскрашивание раскрасок

Итог занятия.

Понравилось ли им сегодняшнее приключение?

Что им сегодня понравилось?

Что запомнилось?

Публикации по теме:

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] — [ш]». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] — [ш]». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] — [ш]» Цель: совершенствование слухового.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]» Тема: «Звуковая культура речи: звук ц». Цель: Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Звуковая культура речи. Звук [ч]-[щ]». Конспект ООД по развитию речи в средней группе
Опубликовано: 13 марта 2025 в 16:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Звуковая культура речи. Звук [ч]-[щ]». Конспект ООД по развитию речи в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Фецова (УИ 414285) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Празднуем день рек!
Духовных книг божественная мудрость!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД