Асочакова Ольга Дмитриевна
Развитие креативных способностей у дошкольников с расстройствами аутистического спектра в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в процессе экологического воспитания
Красота, утешенье для глаз
Для души и для сердца утеха.
Красота и в природе и в нас
Звук и отзвук, стократное эхо.
С. Данилов
В настоящее время особую актуальность обретает проблема социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. За последнее время многообразие форм, уровней, степеней социальной дезадаптации увеличилось в разы. В «Психологическом словаре» дается следующее понятия «Аутизм- крайняя форма психологического отчуждения, выражающегося в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний».[4,12]
Проблема их социальной адаптации стала предметом особого внимания которая волнует педагогов, психологов. Проблема здоровья сегодня как никогда актуальна. Качество здоровья детей ухудшилось из-за загрязнения воздуха, почвы, водоемов, из-за недоброкачественного питания. Дети стали агрессивные, возбудимые, реагируют плачем, истерикой. В период адаптации ребенка в школе возникают страхи, срывы, заторможенность. У детей недостаточно развита память, логическое мышление, воображение, внимание. [3,64] Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни группы детского сада. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достичь наиболее полного прогресса в социальном развитии. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, развитие всех психических процессов – это путь через игру. Игра – это мир в котором живет ребенок, постигает путь, развивается. [3,86]
Цель данного исследования состоит в том, чтобы развить творческие способностей у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в современном инклюзивном образовании.
Нашей задачей является для детей с расстройствами аутистического спектра создать условия для развития познавательного интереса, для развития любознательности, для развития всех психических процессов: памяти, речи, воображения, логического мышления, фантазии, для развития мелкой моторики кисти рук, для развития двигательной активности, для развития творческих способностей. Воспитывать любовь к природе, желание ухаживать за ней, оберегать.
Нам хотелось видеть своих воспитанников счастливыми, добрыми, отзывчивыми, преуспевающими в своих делах. Нам хотелось увлечь детей, зажечь в детских сердцах огонек творчества, научить детей бережно относиться к природе, любить ее.
Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок, тайн, заставляя думать, смотреть, слушать. Человек – часть природы без взаимодействия, с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивается организм, постепенно накапливает здоровье, силы.
Мир природы и мир движений. Объединяясь, становится мощным средством разностороннего развития ребенка. Вот поэтому мы решили объединить мир природы, мир движений, мир творчества в одну игру. [3, 115]
Мир окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений. Мы открыли свой мир природы «Планету экология», здесь, на этой планете, вечный источник детского разума, где и были созданы условия для игры. Совместно с детьми изобразили на карте свою планету, придумали круги-символы, составили маршрут в природу.
На этой планете есть сад «Поэзия», когда мы выходим на природу, останавливаемся возле сада и рассказываем стихи, которые разучивали.
Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Поэтому на нашей планете есть остров «Красоты», там посажены цветы, летают красивые бабочки, ползают божьи коровки, сделанные нашими родителями. Дети открывают для себя новый мир, стараются все потрогать руками, рассмотреть, почувствовать запах.
На планете также есть «Ромашковое поле»». Там посажены ромашки которые сделаны своими руками, из ведерок, пластиковых бутылок. Проходя мимо дети останавливаются и любуются красотой ромашек.
Наш путь по планете продолжается остров «Загадок» нам встречается, Загадываем загадки, кроссворды, а дети отгадывают и получают в подарок круги-символы.
Впереди остров «Огородных фигур». Детям предлагается сложить картинки «Какие овощи растут в огороде?». А на нашем островке растут кабачки, капуста и ползают гусеницы, сделанные своими руками.
Наше путешествие продолжается, и мы на острове «Удивительных цветов». Любуемся цветами, божьими коровками и вспоминаем как сажали цветы и создавали своими руками, цветы из пластиковых бутылок, ватных палочек и трубочек.
А вот и лес – полон сказок и чудес. В лесу беда, кто то не любит природу, не любит все живое, любит стужу, холод, поэтому и заколдовали наш лес, все живое превратили в шишки, в семена, в бросовый материал. Принимаем решение расколдовать наш лес. Вот и побежали ежики домой, выросли елки, сосны, грибочки, цветы, ягодки волшебные, вспоминаем какие ягоды и грибы съедобные.
А вот наше любимое «озеро тишины», как хорошо посидеть у воды, поиграть камушками, ракушками, полюбоваться необыкновенными корягами, попускать рыбок. Кто у озера посидит, тот станет добрым, мудрым, красивым, так как наше озеро волшебное. Но в нашем озере образовалась проблема:
Я белею, я мелею
Погибаю, умираю
У меня беда, грязная вода
Люди, как не стыдно вам,
Набросали всякий хлам
Палки, бутылки, бумагу, опилки
Не ступить ногой на дно
Все засорено оно.
Можем мы помочь? Как поможем? Принимаем решение очистить дно. Проводим соревнование «Кто быстрее соберет и очистит дно». Подвижные игры «Море волнуется», «Караси и щука», «Тонем не тонем», «Угадай кто я».
Недалеко находится «берег здоровья». В летний период дети бегают босиком по песку, играют в игры, которые развивают двигательную активность. Недалеко от этого берега есть «островок творчества». Нетрадиционное рисование носит инновационный характер и включает новые нетрадиционные методы, которые способствуют развитию творчества, фантазии, воображения. Через нетрадиционное рисование у ребят развивается мелкая моторика кисти рук, пальцев. А от пальцев идут тонкие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Нетрадиционное рисование увлекает детей, они выражают свои эмоции, впечатления. Каждому ребенку интересно рисовать ладошкой, пальцем, ставить кляксы, печатать.
Большой интерес у ребят вызывает рисование восковым мелком, когда нарисовал, то закрашивает акварелью и получается красивый рисунок. Большой интерес вызывает рисование клеем ПВА, посыпая манкой и солью.
Еще на планете есть «мастерская «Добрые дела», в мастерской кипит работа, создаются прекрасные поделки для родителей, для пожилых людей, для коллег, для инвалидов. Из открыток шьем сердечки, игольницы, вазочки, шкатулки, футляры для очков, кармашки для расчесок. Из ткани шьем пальчиковый театр, прихватки, сердечки, вышиваем бисером.
В мастерской «Добрые дела» дети-бутафоры, они создают из папье-маше свою планету, маски, посуду, матрешек, зверей, кукол, деревья.
В мастерской создаем экибаны:
1. Нежные букеты из семян сирени, крылаток, сухостоя, древесных грибов.
2. Осенние букеты из шишек, раскрашенных в разные цвета (желтый, красный, оранжевый)
3. Букеты «Зимняя сказка» (сухостой, загадочные корни, шишки, веточки елки, покрываем клеем ПВА, посыпаем солью, манкой, ватой).
4. Необычные буклеты из фруктов, овощей, из семян тыквы, кабачков, веточек рябины.
5. Весенние букеты (сухие веточки, цветы из гофрированной бумаги, получается сакура).
Сухие веточки, пластилин, зубчик чеснока получается верба.
Видя, как дети живут интересной жизнью родители оказывают помощь, создают макет леса, изготавливают кукол для театра. И мы продолжаем игру, у нас поляна «Сказок». На полянке «Сказок» произносим чистоговорки, викторины, играем в творческие игры, читаем сказки и инсценируем.
Таким образом, играя, у детей с расстройствами аутистического спектра происходит взаимодействие с окружающим миром, играя, совершают добрые дела, играя, с удовольствием отгадывают загадки, кроссворды, викторины, играя с удовольствием рассказывают стихи, инсценируют сказки.
Дети участвуют в различных конкурсах и побеждают (городские, республиканские, международные конкурсы).
У детей развивается речь, память, логическое мышление, воображение, фантазия, развита мелкая моторика кисти рук, хорошо развивается двигательная активность, хорошо развиты творческие способности.
Они раскрепощены, усидчивы, они несут радость родным, близким, окружающим людям. Сами создают красоту.
Список литературы:
1. Аутичный ребенок проблемы в быту: Методические рекомендации / Науч. ред. М. Ю. Веденина- М. : Вдадос, 1998.
2. Башина, В. М. Аутизм в детстве/ В. М. Башина. - М. : Научный Центр Психического здоровья РАМН, 2000.
3. Дошкольная психология / под ред. Г. А. Урунтаевой. - М. : Академия, 2001.
4. Лебединская, К. С. Дети с нарушением общения: Ранний детский аутизм: начальные проявления / К. С. Лебединская. – М. : Просвещение, 1997.