Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна
Конспект занятия «Автоматизация и дифференциация звуков [Р] и [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация и дифференциация звуков - этапы работы при исправлении неправильного звукопроизношения.
Задача автоматизации - закрепление произношения сформированного звука в более сложных речевых структурах (слогах, словах, фразах, самостоятельной речи ребенка).
Методическая разработка коррекционных занятий по дифференциации звуков.
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация и дифференциация звуков [Р] и [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Задача дифференциации - формирование правильного произношения, направленное на развитие у ребенка умения различать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования звуков.
Постановка целей занятия : Сегодня мы будем учиться чётко произносить звуки «Р» и «Л» и не смешивать их в речи.
1. Назовите какие звуки вы слышите. (Звуки воспроизводятся на компьютере);
2. На столе два флажка (красный и синий). Я буду называть звуки, а затем слоги, а вы если слышите звук «Р» поднимите красный флажок, если «Л» - синий. Флажки поднимайте только если слышите какой-то из этих звуков.
Логопед произносит звуковой ряд : Б, Р, К, Л, М, Р, Т, Л, В, Р, Г, Л.
Далее произносит открытые и закрытые слоги: АК, ОТ, АР, УП, ОЛ, АМ, АЛ, ИР, РУ, ПО, ЛА, МИ, РИ…
3. Логопед произносит слова: рак, дом, лук, шар, стол, радуга, лошадь, корова, молоко, сорока.
4. Определите место звука «Р» в словах: РАК, РАМА, ПОМИДОР, ПАРТА, ШАР, КОРОВА, РАКЕТА…
5. Определите место звука «Л» в словах: ЛУК, СТОЛ, ПОЛКА, ЛАМПА, БЕЛКА, ЛАДОНЬ…
6. Повторите за мной слова: ЛАРА, РУЛЬ, ОРЁЛ, ЗЕРКАЛО, КОРАЛЛЫ, КИРИЛЛ, ВАЛЕРА, ТАРЕЛКА, КРЕСЛО…
7. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. Прочтите слоги: АР, ОР, УР, ИР, РА, РО, РУ, РИ, АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ, ЛА,ЛО, ЛУ, ЛИ.
8. Прочтите слова: ШАР, ЛУК, РАК, ПОЛ, ЛАК, СЫР.
9. Назовите буквы последовательно в словах: РУКА, ПИЛА, РОМА, ЛАПА, РОЗА, ЛУНА, НОРА, МЫЛО, КОРОВА, МОЛОКО, СОРОКА.
10. Чистоговорки:
АЛ – АЛ – АЛ – наш котёнок слишком мал
ОЛ – ОЛ – ОЛ – руки положи на стол
УЛ – УЛ – УЛ – села Машенька на стул
ИЛ – ИЛ – ИЛ – я коровушку доил
ЛА – ЛА – ЛА – к нам Снегурочка пришла
ЛО – ЛО – ЛО – летом на дворе тепло
ЛУ – ЛУ – ЛУ – все игрушки на полу
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – Алла с Милой веселы
РА – РА – РА – у лисы нора
ОР – ОР – ОР – красный помидор
РО – РО – РО – новое ведро
АР – АР – АР – красный шар
УР – УР – УР – Лера кормит кур
РУ – РУ – РУ – ходят куры по двору
РИ – РИ – РИ – чётко говори
С
Карточка 1
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Насоса: сссссссс….
3. Повторяй слоги в ритмической последовательности:
Са-са – са-са-са
Са-са – са-са – са-са
Са-са-са – са-са-са – са-са-са
Са-са-са –са-са
4. Запомни и повтори цепочку слов:
Сад – сани – сапоги
Сани – сапоги – сад
Сапоги – сад – сани
5. Проговаривай предложения:
У Сани сад. Саня идет в сад. Саня поливает сад. Саня в саду
6. «Поймай звук [с]» (хлопни в ладоши, если услышишь звук [с]) :
С, п, м, с; са, ма, ва, су; ас, ам, ус, оп; Саня, Соня, дом, коса, вода, молоко, лес, колесо.
7. «Отгадай слово»
О, с, а с, у, п у, с, ы
С
Карточка 2
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Насоса: сссссссс….
3. Повторяй слоги и слова:
Са-са-са – сапоги
Са-са-са – санки
Са-са-са – самокат
Сы-сы-сы – сын
Сы-сы-сы – усы
Сы-сы-сы – сыпать
Су-су-су – суп
Су-су-су - сумка
4. Запомни и повтори слоги и слова:
Са-со-су-сы сом – сок – сон - совы
Со-су-сы-са сук – суп – сухо - сухой
Су-сы-са-со сын – осы – сытый – усы
5. Игра с картинками «Чего нет?».
Картинки: лиса, собака, стакан, колбаса.
6. Проговаривай чистоговорки:
Са-са-са – у Сони коса
Сы-сы-сы - длинные усы
7. Проговаривай скороговорку:
У маленкой Сани сани едут сами.
С
Карточка 3
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Насоса: сссссссс….
3. Повторяй слова:
Оса, коса, касса, сом, сода, носок, песок, сумка, сундук, посуда, бусы, косы, весы, усы, осы.
4. Проговаривай чистоговорки:
Са-са-са – у Сани сад
Сы-сы-сы – у Сони бусы
Со-со-со – оса пьет сок
Су-су-су – Соня видит осу
Са-са-са – вот летит оса
Со-со-со- у Сани колесо
Су-су-су – не боюсь осу
Сы-сы-сы – нет осы
5. «Назови ласково»
Лиса – лисонька, лисичка
Собака –
Стакан –
Сумка –
Колбаса –
З
Карточка 1
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Комара: ззззззззззззз….
3. Проговаривай слоги:
За-за – за-за-за зу-зу – зу-зу-зу
Зо-зо – зо-зо-зо зы-зы – зы-зы-зы
4. Проговаривай слоги и слова:
За-за-за – зайка, запах, завод, замок, забава, загадка, ваза
Зо-зо-зо – Зоя, зонт, зов, зонтик, газон, возок
Зы-зы-зы – язык, вазы, возы, тазы, музыка
Зу-зу-зу – зубы, зубок, зубной
5. Игра «Поймай звук З в ладоши» :
З, м, б, в, а, з; ба, за, га, зы; кот, дом, коза, мама, зонт, бабуля, ваза, молоко, заяц.
6. Игра с картинками «Запомни и назови»
Картинки: заяц, замок, ваза, коза.
Проговаривай чистоговорки:
За-за-за – вот идет коза
Зу-зу-зу – не боюсь козу
Зы-зы-зы – у Зои нет козы
З
Карточка 2
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Комара: ззззззззззззз….
3. Запомни и повтори слоги и слова:
За-зо-за Зайка — запах — замок.
Зо-зу-зо Закат — завод — замок.
Зу-зы-зуЗоя — зонт — зов.
Зы-за-зыЗонтик — зона — золото.
Забава — загадка — замазка.
Коза — фазан — вокзал.
4. Проговаривай чистоговорки:
За-за-за - вот забавная коза.
Зы-зы-зы - есть козленок у козы.
Зу-зу-зу - заведу в загон козу.
За-за-за - это Зоина коза.
За-за-за - по прозванью Егоза.
5. Загадки:
• Кто не лает, не кусает,
А в дом не пускает? (замок)
• Зимой белый, летом – серый? (заяц)
6. Выучи скороговорки:
У Зайки Бубы болят зубы.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
З
Карточка 3
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Комара: ззззззззззззз….
3. Проговаривай чистоговорки:
За-за-за – вот стоит коза
Зу-зу-зу – я зову козу
За-за-за – привязана коза
Зы-зы-зы – слезы у козы
Зу-зу-зу – отвязали мы козу
За-за-за – скачет весело коза
4. Игра в мяч (проговаривание предложений) :
• Зоя вешает замок.
• Зина лечит зубы.
• Коза скачет возле куста.
• Зоя моет вазу в тазу.
• Мама купила зонт.
• Я зову козу и зайку.
5. Игра «Поймай звук З» (хлопнуть в ладоши на заданный звук) :
Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Лесок проезжала –
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козла и козу.