Папки-передвижки

Автоматизация и дифференциация звуков в игровых технологиях (6 фото)

Полоскова Наталья Сергеевна
Автоматизация и дифференциация звуков в игровых технологиях
▼ Скачать + Заказать документы

Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи ребёнка и последующая дифференциация смешиваемых фонем - сложный и длительный процесс. Зачастую в логопедической практике приходится сталкиваться с проблемой, когда звук поставлен и изолированно ребёнок его «держит», а в активной речи звук не употребляется, либо у ребёнка недостаточный уровень самоконтроля за правильным произношением. Учитывая эти трудности, рекомендуется весь учебный процесс организовать в виде таких разнообразных игр и упражнений, которые помогут воспитаннику быстрее ввести поставленный звук в речь.

Публикация «Автоматизация и дифференциация звуков в игровых технологиях» размещена в разделах

При автоматизации того или иного звука в соответствии с методикой коррекционной работы ребёнок обязательно должен пройти все этапы (введение звука в обратные и прямые слоги, в слова различной слоговой структуры, в словосочетания, в предложения, в самостоятельную устную речь).

Для того, чтобы этот процесс прошел интереснее и вызвал у ребёнка эмоциональный отклик, я разработала серию игр, направленных не только на достижение основной цели-научить ребёнка использовать полученный навык правильного произношения звука, но и развитие мыслительных способностей: памяти, внимания, воображения. Хотела бы поделиться одной из таких игр с коллегами по коррекционной работе.

Данная игра не требует больших материальных вложений. Для организации ее необходимы только серия предметных картинок на звуки Ш, Ж, Ч, Щ, З, С, Ц, Л, Р (что в арсенале практикующего учителя-логопеда всегда в наличии, подборка таблиц со схематическим изображением картинок на смешиваемые звуки и комплект набора геометрических фигур для счёта.

Предварительно с ребёнком обговариваются правила, например, при автоматизации звука Ш – этот звук обозначает квадратная фигура жёлтого цвета, а на этапе дифференциации смешиваемых звуков добавляется квадратная фигура красного цвета, которая будет обозначать звук С.

Варианты игры:

«Услышь звук» - взрослый проговаривает звуки, а ребёнок откладывает квадрат жёлтого цвета, если слышит звук Ш. Собирается цепочка фигур. Затем можно попросить ребёнка проговорить чётко звук Ш столько раз, сколько фигур он выложил.

Автоматизация и дифференциация звуков в игровых технологиях

«Проговори цепочку слогов» - перед ребёнком на столе выкладываются дорожки из 1, 2, 3, 4 квадратных фигур жёлтого цвета. Ребёнку предлагается проговорить столько раз слог ША (ШО, АШ, ШУШ и т. п., сколько фигур он видит.

Фото №1 Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи ребёнка и последующая дифференциация смешиваемых фонем сложный и длительный процесс

В этом варианте можно добавить ритмически-интонационное выделение первого, второго или третьего слога в цепочке (н-р, ША-ша-ша, ша-ША-ша, ша-ша-ША).

На этапе дифференциации смешиваемых звуков, например, Ш и С, практикую следующие варианты игры:

«Выложи цепочку» - перед игрой с ребё нком обговаривается условие: звук Ш обозначается квадратом жёлтого цвета, а звук С –квадратом красного цвета. Взрослый проговаривает звуковой ряд (н-р, Ш, С, Ш, Ш, С, С, Ш и т. д., а ребёнок выкладывает фигуры в нужной последовательности. Затем просим воспитанника проговорить всю цепочку звуков.

Фото №2 Учитывая эти трудности рекомендуется весь учебный процесс организовать в виде таких разнообразных игр и упражнений которые помогут воспитаннику быстрее ввести поставленный звук в речь

«Проговори, не ошибись» - перед ребёнком выкладывается цепочка квадратов красного и жёлтого цвета в каком-либо порядке, а затем предлагается проговорить цепочку из звуков Ш и С в той последовательности, в какой выложены фигуры. Как вариант игры: ребёнок может выложить дорожку фигур по своему усмотрению, а затем «прочитать» (проговорить её).

На этапе дифференциации звуков Ш-С на фоне слова можно предложить обозначить квадрат жёлтого цвета словом «МИШКА», а квадрат красного цвета – словом «МИСКА». Проговаривать слова чётко в соответствии с выложенным рисунком из фигур ( Варианты: МИШКА, МИШКА, МИСКА, МИШКА, МИСКА; МИСКА, МИШКА, МИСКА, МИШКА, МИСКА). Варианты слов меняются на каждом занятии.

Фото №3 Хотела бы поделиться одной из таких игр с коллегами по коррекционной работе

«Разложи квадраты» - перед ребёнком выкладывается ряд предметных картинок на звуки С и Ш. Ребёнку предлагается чётко проговорить эти слова, узнать, какой звук слышится в слове (Ш или С) и накрыть эту картинку соответствующей фигуркой: Ш-квадратом жёлтого цвета, С-квадратом красного цвета. Далее для закрепления ребёнок ещё раз проговаривает сначала слова на звук С, а затем слова на звук Ш, глядя на цепочку картинок и фигур. Затем картинки и фигурки убираются и ребёнку предлагается вспомнить и назвать слова со звуком Ш, а затем –со звуком С.

Фото №4 Данная игра не требует больших материальных вложений

Подобный вариант игры можно использовать с привлечением готовых таблиц с изображением картинок с дифференцируемыми звуками.

Фото №5 Предварительно с ребёнком обговариваются правила например при автоматизации звука Ш этот звук обозначает квадратная фигура жёлтого цвета а на этапе

Эту игру как универсальный вариант можно использовать при автоматизации всех пар звуков : З-Ж, Ч-С, Щ-Ш, Р-Л и т. д.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Видео об игровых технологиях «Снеговик».2 частьВидео об игровых технологиях «Снеговик».2 часть Продолжаю знакомить вас с зимними играми. Вот ещё несколько интересных идей для активных детей. Буду рада, если данный материал пригодится.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация и дифференциация звуков в игровых технологиях
Опубликовано: 14 марта 2021 в 12:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Автоматизация и дифференциация звуков в игровых технологиях» (включая файлы) размещена пользователем Полоскова Наталья Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД