Полоскова Наталья Сергеевна
Автоматизация и дифференциация звуков в игровых технологиях
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи ребёнка и последующая дифференциация смешиваемых фонем - сложный и длительный процесс. Зачастую в логопедической практике приходится сталкиваться с проблемой, когда звук поставлен и изолированно ребёнок его «держит», а в активной речи звук не употребляется, либо у ребёнка недостаточный уровень самоконтроля за правильным произношением. Учитывая эти трудности, рекомендуется весь учебный процесс организовать в виде таких разнообразных игр и упражнений, которые помогут воспитаннику быстрее ввести поставленный звук в речь.
Публикация «Автоматизация и дифференциация звуков в игровых технологиях» размещена в разделах
При автоматизации того или иного звука в соответствии с методикой коррекционной работы ребёнок обязательно должен пройти все этапы (введение звука в обратные и прямые слоги, в слова различной слоговой структуры, в словосочетания, в предложения, в самостоятельную устную речь).
Для того, чтобы этот процесс прошел интереснее и вызвал у ребёнка эмоциональный отклик, я разработала серию игр, направленных не только на достижение основной цели-научить ребёнка использовать полученный навык правильного произношения звука, но и развитие мыслительных способностей: памяти, внимания, воображения. Хотела бы поделиться одной из таких игр с коллегами по коррекционной работе.
Данная игра не требует больших материальных вложений. Для организации ее необходимы только серия предметных картинок на звуки Ш, Ж, Ч, Щ, З, С, Ц, Л, Р (что в арсенале практикующего учителя-логопеда всегда в наличии, подборка таблиц со схематическим изображением картинок на смешиваемые звуки и комплект набора геометрических фигур для счёта.
Предварительно с ребёнком обговариваются правила, например, при автоматизации звука Ш – этот звук обозначает квадратная фигура жёлтого цвета, а на этапе дифференциации смешиваемых звуков добавляется квадратная фигура красного цвета, которая будет обозначать звук С.
Варианты игры:
«Услышь звук» - взрослый проговаривает звуки, а ребёнок откладывает квадрат жёлтого цвета, если слышит звук Ш. Собирается цепочка фигур. Затем можно попросить ребёнка проговорить чётко звук Ш столько раз, сколько фигур он выложил.
«Проговори цепочку слогов» - перед ребёнком на столе выкладываются дорожки из 1, 2, 3, 4 квадратных фигур жёлтого цвета. Ребёнку предлагается проговорить столько раз слог ША (ШО, АШ, ШУШ и т. п., сколько фигур он видит.
В этом варианте можно добавить ритмически-интонационное выделение первого, второго или третьего слога в цепочке (н-р, ША-ша-ша, ша-ША-ша, ша-ша-ША).
На этапе дифференциации смешиваемых звуков, например, Ш и С, практикую следующие варианты игры:
«Выложи цепочку» - перед игрой с ребё нком обговаривается условие: звук Ш обозначается квадратом жёлтого цвета, а звук С –квадратом красного цвета. Взрослый проговаривает звуковой ряд (н-р, Ш, С, Ш, Ш, С, С, Ш и т. д., а ребёнок выкладывает фигуры в нужной последовательности. Затем просим воспитанника проговорить всю цепочку звуков.
«Проговори, не ошибись» - перед ребёнком выкладывается цепочка квадратов красного и жёлтого цвета в каком-либо порядке, а затем предлагается проговорить цепочку из звуков Ш и С в той последовательности, в какой выложены фигуры. Как вариант игры: ребёнок может выложить дорожку фигур по своему усмотрению, а затем «прочитать» (проговорить её).
На этапе дифференциации звуков Ш-С на фоне слова можно предложить обозначить квадрат жёлтого цвета словом «МИШКА», а квадрат красного цвета – словом «МИСКА». Проговаривать слова чётко в соответствии с выложенным рисунком из фигур ( Варианты: МИШКА, МИШКА, МИСКА, МИШКА, МИСКА; МИСКА, МИШКА, МИСКА, МИШКА, МИСКА). Варианты слов меняются на каждом занятии.
«Разложи квадраты» - перед ребёнком выкладывается ряд предметных картинок на звуки С и Ш. Ребёнку предлагается чётко проговорить эти слова, узнать, какой звук слышится в слове (Ш или С) и накрыть эту картинку соответствующей фигуркой: Ш-квадратом жёлтого цвета, С-квадратом красного цвета. Далее для закрепления ребёнок ещё раз проговаривает сначала слова на звук С, а затем слова на звук Ш, глядя на цепочку картинок и фигур. Затем картинки и фигурки убираются и ребёнку предлагается вспомнить и назвать слова со звуком Ш, а затем –со звуком С.
Подобный вариант игры можно использовать с привлечением готовых таблиц с изображением картинок с дифференцируемыми звуками.
Эту игру как универсальный вариант можно использовать при автоматизации всех пар звуков : З-Ж, Ч-С, Щ-Ш, Р-Л и т. д.