Елена Рогина
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством в культуре мордовского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно-прикладное искусство — создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов. Включает вышивку, лепную керамику, резьбу по дереву, ювелирное искусство и др. На территории Мордовии в древности развивалось в русле искусства фино-угорских народов. В крестьянской среде художественное оформление предметов быта, одежды было связано с древнейшими традициями народного искусства, которые медленно изменялись и сохранились до наших дней.
Публикация «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством в культуре мордовского народа» размещена в разделах
В 19—начале 20 века в уездных городах и сёлах работали небольшие фаянсовые фабрики, металлургического предприятия, выпускавшие чугунные литые изделия, кустарные мастерские по изготовлению гнутой и резной мебели. В окрестностях Темникова действовали 3 фаянсовые фабрики: братьев А. Г. и Н. Г. Баженовых, Самышкиных и И. М. Мелентьева. Продукцию изготовляли из местной белой глины. В Темниковском уезде в поселке Ивановка (ныне Теньгушевский район) существовала фабрика Н. И. Енгалычева, использовавшая для произодства фаянса местное и привозное сырьё. Здесь делали столовую посуду (тарелки, лотки, подносы, украшали её ручной росписью и печатью. На чугунолитейном заводе купца Пономарё ва в Темникове создавали различные художественно оформленные изделия: решётки и заслонки для печей, утюги, пресс-папье, посуду. В Саранске, Краснослободске, Темникове, Ардатове, селе Кабаеве Алатырского уезда (ныне Дубёнский район) ремесленники-мебельщики изготавливали бытовую мебель (кресла, столы, шкафы, диваны, трюмо, этажерки, стулья, которую украшали пропильной и объёмной резьбой, используя элементы растительного орнамента. Была распространена токарная обработка деталей.
С середины 30-х гг. 20 века Декоративно-прикладное искусство Мордовии связано с предприятиями народных художественных промыслов. Становление профессионального Декоративно-прикладного искусства относится к 1970—80-м гг. Среди мастеров наиболее известны Л. Ф. Игнатьева, В. Н. Бокова, В. С. Фомичёва (гобелен, У. Н. Карабаев (жаккардовое ткачество, Л. М. Острась-Демяшкина, Т. Н. Гвоздева (вышивка, Е. И. Родионова, Е. М. Шалаева (керамика, Р. М. Каримова (роспись тканей, Н. В. Ершков (хрусталь, В. В. Горин, В. М. Шанин (ювелирное искусство, В. И. Колмыков, Н. И. Мастин (игрушка).
Мордовское декоративно-прикладное искусство занимает значительное место в художественной культуре народов Поволжья. Оно представляет собой яркое, самобытное явление нашей современности. В этом самобытном творчестве отразилось своеобразие двух субэтносов мордвы : мокши и эрзи.
Народное искусство обработки дерева нашло яркое выражение в гениальных работах мордовского скульптора С. Д. Нефедова-Эрьзи (1876 — 1959 гг.). Сын потомственного бурлака-плотогона, Эрьзя уже в раннем детстве начал увлекаться обработкой древесного материала, который потом стал основным для его скульптур в течение всей его жизни. В искусных руках ваятеля причудливые формы, созданные природой, фантазией художника претворялись в реальные образы, необычные по силе замысла и художественной выразительности.
Весь свой большой талант С. Эрьзя отдал своему народу.
С давних пор мордовские мастера умело применяли технику скульптурной резьбы. Широко распространены были «пари» (сундучки округлой формы из части цельного ствола дерева, которые декоративно оформлялись.
Резьба по дереву широко применялась при украшении жилища, предметов домашней утвари, донцов прялок, посуды, сундуков для приданого. В резном орнаменте по дереву использовался треугольник как формообразующий элемент более сложных изображений.
В 70-е годы ХХ века этот вид искусства, почти утративший своё былое значение, возродился в новом качестве благодаря мастерам села Подлесная Тавла Кочкуровского района Мордовии. Здесь возник кружок, в котором дети занимались резьбой по дереву. Впоследствии на его основе была создана экспериментальная детская художественная школа, существующая до настоящего времени. 10 лет назад выпускники школы объединились в творческую организацию Союз тавлинских мастеров «Эрмезь».
Таким образом, в декоративно-прикладном искусстве Мордовии возникло новое явление - так называемая «Тавлинская резьба», для которой характерны брутальные, грубоватые, тяжеловесные формы, идущие от сказочно-былинных наивных представлений о народных силачах и богатырях.
В прошлом на территории мордовского края повсеместно было распространено берестяное ремесло. Берестяные изделия бытовали в каждой семье: дети делали свистульки, берестяными ленточками обтягивали глиняные горшки; мужчины мастерили туески и «ложкарницы». Почти забытое ныне, оно возродилось и поднялось на новую ступень развития благодаря творчеству заслуженного художника республики Мордовия А. И. Занкина. Художественное образование, хороший вкус и чувство материала позволяют ему создавать произведения высокого достоинства, такие как туеса «Берестяное кружево», «Святой Георгий», «Парь».
Среди мордвы широко использовалось гончарное ремесло. Первыми керамическими изделиями были остродонные глиняные горшки. Их делали для удобства помещения в простейший очаг меж трех камней. Потом появляются горшки с плоским дном. Они имели насеченный орнамент по венчику. На отдельных сосудах встречаются изображения животных, человеческих фигур, а также крестовидные знаки – символ соединения небесного и земного огня. Глина применялась и для детских игрушек. Среди наиболее успешных керамистов республики в наши дни можно выделить С. С. Борисову.
Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Ею окаймляли рукава, ворот и подол, она располагалась продольными полосами по спине и спереди женских рубах и верхней холщовой одежды.
Женские головные уборы также часто покрывали сплошной вышивкой.
Национальный женский праздничный костюм является шедевром народного искусства. Именно он позволил мордовскому народу войти в золотой фонд мировой художественной культуры. У мордвы костюм насыщен цветом, включает много украшений из металла, бисера, бус, представляет собой красочный, звенящий ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с песенным фольклором.
Настоящего времени мордовский народный костюм является неиссякаемым источником вдохновения не только художников-прикладников, но и живописцев, графиков, дизайнеров и модельеров.
Узорное ткачество не получило у мордвы большого развития. Бранные узоры чаще встречаются на концах полотенец, подолах старинных мужских рубах и женских передниках; это узкие полосы геометрического орнамента, набранного красными хлопчатобумажными нитками.
Значительная коллекция произведений декоративно-прикладного искусства мастеров России, в том числе РМ, хранится в МРМИИ. (Мордовский республиканский музей изобразит. искусства)
Предметы декоративно-прикладного искусства в прямом смысле являются украшением любой коллекции. Нарядные и аристократичные, броские и благородно-строгие, они входят в наш быт, сверкают гранями разнообразия видов, стилей, материалов, технических приемов воплощения. Принимая этот богатый мир вещей, в суете жизни мы не задумываемся, что за созданием формы, декора, художественного образа предмета стоял творческий труд мастера, профессионального художника или народного умельца. Только в музейной коллекции происходит настоящее осмысление, что наряду с живописью, графикой и скульптурой существует полноценный художественный мир декоративно-прикладного искусства.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством в нашем детском саду начинается с уголков национальной культуры.
Здесь дети знакомятся с предметами быта мордовского народа, мордовской матрешкой, куклами в мордовской одежде, а для родителей представлены тематические альбомы о Мордовии. Дети с увлечением играют как с деревянными матрёшками, так и с глиняными фигурками. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетёные корзины, и другие предметы народных умельцев.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие, на формирование патриотических чувств у ребёнка. Знакомя детей с культурным наследием родного края, мы учим не только любить и понимать прошлое, мы учим их беречь и хранить настоящее, и, конечно, думать о будущем.