Елена Костенко
Семинар — практикум для педагогов. «Ознакомление с декоративно-прикладным искусством».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара-практикума : формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народными промыслами Орловского края, чтобы использовать полученные знания в своей педагогической деятельности, приобщая детей к традициям народной культуры.
Материал и оборудование:
Мультимедийная установка, слайды, листы бумаги, карандаши, глина, стеки, салфетки, стаканчики с водой.
План проведения семинара :
1. Теоретическая часть.
Публикация «Семинар — практикум для педагогов, „Ознакомление с декоративно-прикладным искусством“,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Практическая часть.
А) Задание-разминка.
Б) «Отгадай».
В) «Назовите промысел».
Г) «Перечислите формы работы с дошкольниками».
Д) «Отгадывание кроссворда».
Е) «Слепите дымковскую барышню».
3. Подведение итогов.
«Если вы сумеете научить ребёнка
в детские годы ощущать красоту,
изумляться дивным творениям
человеческих рук, красотой природы,
то вырастите человека с высокой
культурой чувств»
В. А. Сухомлинский.
В одной сказке Андерсена колдунья дала поэту свои очки и слуховой рожок - и все вещи вокруг него ожили и заговорили. Если тех привычных вещей, которых мы почти не замечаем, - чашек, стульев – коснутся волшебные руки художника-мастера, вещи тоже «заговорят», но на особом языке – языке красоты.
Всю жизнь русские люди не просто стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами и предметами, но и делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу. И в этом мире вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождалось декоративно-прикладное искусство.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания.
Мы педагоги не только даём детям определённые знания о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, знакомим с особенностями тех или иных изделий декоративно-прикладного искусства, воспитываем уважение к труду народных мастеров.
1 задание - разминка.
1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево)
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово)
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка)
7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар)
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (прялка)
2 задание «Отгадай».
«Синие птицы по белому небу
Море цветов голубых
Кружевное это чудо
Привезли купцы, откуда?» /гжель/
«Коль на досочке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица-
Это значит …» /городец/
«Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой
Кто привёз товар такой?» /хохлома/
«Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну, отгадайте, кто я?» /дымковская/
3 задание:
Посмотрев на слайд с картинкой, назвать промысел.
4 задание:
Назовите формы работы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.
(Беседы, ОД, рассматривание, просмотр презентаций, экскурсии, дидактические игры, экспериментирование с глиной, пластилином, развлечения, заучивание считалок, отгадывание загадок, физ. минутки на заданную тему.)
5 задание:
Отгадывание кроссворда.
1. Самый знаменитый элемент Городецкой росписи. /купавка/
2. Элемент хохломы. /завиток/
3. Самый излюбленный узор гжели. /роза/
4. Один из элементов дымковской росписи. /круг/
5. Главный цветок в полохов-майданской росписи. /шиповник/
6. Важная часть Городецкой росписи – умелое оживление рисунка. /оживка/
7. Что изображают чаще всего на жостовских подносах. /цветы/
8. Символ растительности в филимоновской росписи. /ёлочка/
у
з
о
р
н
и
ц
а
6 задание:
Слепить дымковскую барышню.
Подведение итогов.