Иванна Ткаченко
Конспект занятия по знакомству с народно-прикладным искусством Кубани «Напитаем душу красотой»
▼ Скачать +Заказ
Задачи: познакомить детей с народно- прикладным искусством Кубани : вышивкой, кубанской росписью. Дать представление о традициях кубанского быта. Воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани, развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа, гордость и любовь к своему родному краю.
Публикация «Конспект занятия по знакомству с народно-прикладным искусством Кубани „Напитаем душу красотой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Предварительная работа: знакомство с бытом кубанских казаков; одеждой; народно – прикладным искусством Кубани (вышивкой, вязанием крючком). Ознакомление с кубанскими обрядами и праздниками; изготовление глиняных игрушек-птичек; посещение музея. Прослушивание и просмотр видеозаписи Государственного Кубанского казачьего хора; разучивание народных песен, хороводов.
Оборудование: глиняные птички, рушники, трафареты с народными орнаментами, кисти тампоны. Предметы казачьего быта, стихи, записи кубанских мелодий.
Ход занятия.
Вводная беседа.
В старину на Кубани казачки занимались вышивкой, плетением кружев. Народные мастерицы вышивали рушники, салфетки, вязали, ткали половики. Вышивали чаще всего гладью и «крестом». С особой любовью и старанием работали над рушниками для «красного» угла. Иногда люди делали это в одиночку, а чаще всего, собирались вместе на сходницу и под задушевную песню вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки, посуду из глины. Ее изготовлением занимались гончары. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно.
Основная часть.
-Давайте рассмотрим предметы, сделанные руками взрослых с большой любовью и желанием.
-Что вам больше всего нравится?
-Что вы видите?
(Дети рассматривают образцы и иллюстрации).
-Что это, ребята? (скатерти).
-Да, это скатерти, украшенные ажурными кружевами, в старину они назывались настольниками.
-А это- полотенца- рушники, вышитые умелыми руками: узоры подсматривали у природы: цветы, птицы, животные.
Какие цвета использовали мастерицы? (красный, черный, зеленый).
-Что означают эти вышивки?
-Красный цветок с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни – это дедушка и бабушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. Прямая линия – символ земли.
Рушниками украшали дом – угол, где висела икона. С наступлением весны девушки выходили на улицу со своими рушниками и встречали весну. Женщины в этот день пекли «птушек» или «жаворонков». Этих «птушек» раздавали детям.
-Давайте и мы подготовимся к встрече весны.
Практическая работа.
-А теперь мальчики подойдут к этому столу и будут разукрашивать птичек.
А девочки тампончиками «вышивают рушники».
(Тихо играет кубанская музыка, дети работают)
- Молодцы, ребята, постарались, работы получились хорошие.
Воспитатель и дети читают стихи.
- Ой, вы, девки белые, что зимой вы делали?
- А мы время не теряли, рушники вам вышивали.
- А вы хлопцы-казачата, сложа руки не сидели?
- Мы все время глаз не сводили, мы гончарный круг крутили.
- Ну, девки белые, что вы еще делали?
- Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали.
- А что хлопцы – казачата, покажите – ка девчатам,
Как корзины из лозы для хозяйства вы плели?
- Что же, девки белые, вы еще делали?
- А мы песни распевали и холсты под песни ткали.
- Ну же хлопцы – казачата, что еще вы делали?
- Молоточками стучали и подковы мы ковали.
- Ай да, девки белые, что еще вы делали?.
- Мы лепешки катали, пирожки выпекали.
- Всех ребяток угощали.
- А теперь, ребята, берите свои поделки и идем на улицу, весну кликать будем.
Эй, добры молодцы, да красны девицы!
Собирайтеся, снаряжайтеся солнце красное встречать.
Весну красну зазывать!
(Мальчики берут птичек, девочки рушники и становятся в круг).
Жаворонки, прилетите-ка
Весну – красну принесите-ка
Запирать будем на девять замков
Зиму лютую.
Отпускать на волю
Весну красную!
Дети поют:
Ясна – красна, приди весна с голубою далью, с Иваном да с Марьей, с золотистым гребнем с изумрудным стеблем.
Пришла весна войной, пошла на все в зимнем: на льды ливнем, на снег теплом, на всю зиму помелом.
Исполняется танец с рушниками.