Папки-передвижки

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

Татьяна Соболева
Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения
▼ Скачать + Заказать документы

«Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»]

К четырем-пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием владеет четким произношением всех звуков родной речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.

Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому нарушение звукопроизношения у ребёнка может в дальнейшем привести его к ошибкам на письме.

Ребёнок как произносит, так и пишет.

Публикация «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» размещена в разделах

Чтобы дошкольник научился произносить сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты) - его губы, язык и мягкое нёбо должны быть сильными и подвижными.

А так как все речевые органы состоят из мышц, то их можно тренировать, как и мышцы рук, ног, спины и т. д.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — специальные упражнения для тренировки мышц речевого аппарата (губ, языка, нижней челюсти, щёк, необходимые для правильного звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики :

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Для дошкольников артикуляционная гимнастика полезна не только для борьбы с речевыми нарушениями, но и для их профилактики.

Заниматься такой гимнастикой можно уже в возрасте двух-трёх лет, чтобы ребёнок как можно раньше научился правильно произносить звуки и слова. Даже, если ребенок ещё не говорит, то специальные упражнения помогут укрепить мышцы органов речи и подготовят речевой аппарат для чистого звукопроизношения.

Специальные упражнения также полезны детям с правильным, но невнятным звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Существуют определённые

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

• Сначала упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребёнок научится хорошо делать движения, зеркало уже не обязательно использовать.

• Взрослый должен показывать ребенку, как правильно выполнять упражнения. Для этого, уважаемые воспитатели, вам необходимо самим научиться правильно их выполнять.

• Проводить упражнения нужно систематически каждый день, в течение 5-7 минут.

• Хорошо, если вы будете спрашивать у ребё нка: Что делают губы? Что делают зубы? Что делает язычок? Где он находится: вверху или внизу?

• При выполнении упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только мышцы речевого аппарата. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, морщить лоб, поднимать плечи.

• Если у ребенка, какое-то движение не получается хорошо с первого раза, то не добивайтесь точности, пусть выполняет его приблизительно.

Если вы видите, что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка.

Со временем, по мере тренировки, действия будут точными и правильными.

• Когда ребёнок научится удерживать положение языка некоторое время без изменений, то упражнения можно выполнять в более быстром темпе, под счёт или секундомер (10-20 секунд).

• Занятия лучше всего проводить в игровой форме, ведь это основная деятельность ребёнка.

Можно привлечь любимую игрушку: «Покажи мишке, как правильно выполнять гимнастику для язычка!».

• Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются упражнения, язык во время занятий дрожит, синеет или отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, то возможно, понадобится помощь не только учителя-логопеда, но и врача-невролога.

Виды артикуляционных упражнений и комплексов

Существует множество видов артикуляционных упражнений и комплексов.

Артикуляционные упражнения можно разделить исходя из того, на развитие каких мышц они направлены : упражнения для губ, щёк, мышц глотки и нёба, языка.

Эти упражнения делят на статические (удержание) и динамические (подвижность).

Рассмотрим наиболее простые и распространённые упражнения.

Артикуляционная гимнастика для губ :

• Улыбка.

• Хоботок (Трубочка).

• Заборчик.

• Бублик (Колечко).

• Заборчик - Колечко. Улыбка - Трубочка. Чередование положений губ.

• Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

• Удерживать губами карандаш (пластмассовую трубочку).

• Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

Упражнения для щё к:

• Покусывание, похлопывание и растирание щек.

• Сытый хомячок.

• Голодный хомячок.

• Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка:

• Птенчики.

• Лопаточка.

• Чашечка.

• Иголочка (Стрелочка. Жало).

• Киска сердится.

• Часики (Маятник).

• Змейка.

• Качели.

• Футбол (Спрячь конфетку).

• Почистим зубки.

• Лошадка.

• Вкусное варенье.

• Оближем губки.

Тренировка мышц глотки и мягкого нё ба:

• Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком.

• Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

• Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).

Глотать капли воды, сока.

• Надувать щеки с зажатым носом.

• Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Существуют также комплексы артикуляционных упражнений, которые подобраны для решения какой-либо конкретной задачи. Например, есть комплексы упражнений для постановки того или иного звука, комплексы, способствующие улучшению подвижности органов артикуляции, расслабляющие комплексы артикуляционных упражнений. И т. д.

Чтобы артикуляционная гимнастика проходила для дошкольников весело и непринуждённо, существует множество методов и приёмов и форм её проведения:

• Самый распространённый приём – использование картинок.

Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.

• Возможно использование фотографий других детей с правильным показом необходимого упражнения.

• Существуют специальные мягкие игрушки, у которых широко открыт рот и есть язычок. Такие игрушки управляются рукой педагога.

• Для повышения интереса к деятельности можно «приобщать» сказочных персонажей. Это могут быть персонажи из любимых ребёнком мультфильмов. Можно вместе с ребёнком научить их выполнять заданное упражнение. А может быть герою нужно помочь преодолеть какие-либо трудности и для этого необходимо выполнить упражнение, или же сам герой даёт задание ребёнку и наградит после выполнения. В качестве героев могут выступать игрушки, нарисованные герои, театральные куклы, анимационные персонажи.

• Одним из распространённых приёмов является использование коротких стихотворений. Дети в дошкольном возрасте очень любят стихи и быстро их запоминают. Например:

«Вкусное варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

«Киска сердится»

Киска сердится на Машу:

Хочет рыбку, а не кашу.

В методической литературе и в интернете часто можно встретить специальные сказки: в знакомый сказочный сюжет вставлены подходящие артикуляционные упражнения или же под определённый комплекс упражнений придумывается сказка. Есть такие сказки и в прозе и в форме стихотворений. Упражнения, которые используются в такой сказке, должны быть заранее разучены с ребёнком. Например, сказки «О весёлом Язычке»».

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство коррекции звукопроизношения «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи». Грамотная, чёткая чистая и ритмичная.

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения. Традиционные и нетрадиционные формы Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы). Речь не является.

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» Для чистого звукопроизношения нужны сил0ные, упругие и подвижные органы.

Консультация «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи» С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Артикуляционная гимнастика –залог правильного звукопроизношения» Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Артикуляционная гимнастика –залог правильного звукопроизношения» Провела: Березина Л. М Красивая речь.

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика-как правильно её выполнять. Самомассаж шеи и лица» Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях.

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Отчёт.

Практическое занятие «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения» Практическое занятие (мастер-класс) учителя-логопеда с воспитателями ДОУ по теме «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения».

Презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения» Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть,.

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика по Лынской М. И. как прием нейростимуляцииСенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика по Лынской М. И. как прием нейростимуляции Набирает популярность теория «сенсорной интеграции», разработанная западным психологом, специалистом по детскому развитию Джин Айрес. Данная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения
Опубликовано: 22 января 2019 в 16:51
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Соболева (УИ 199338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД