Татьяна Соболева
Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения
▼ Скачать + Заказать документы
«Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»]
К четырем-пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием владеет четким произношением всех звуков родной речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.
Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому нарушение звукопроизношения у ребёнка может в дальнейшем привести его к ошибкам на письме.
Ребёнок как произносит, так и пишет.
Публикация «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» размещена в разделах
Чтобы дошкольник научился произносить сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты) - его губы, язык и мягкое нёбо должны быть сильными и подвижными.
А так как все речевые органы состоят из мышц, то их можно тренировать, как и мышцы рук, ног, спины и т. д.
Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — специальные упражнения для тренировки мышц речевого аппарата (губ, языка, нижней челюсти, щёк, необходимые для правильного звукопроизношения.
Цель артикуляционной гимнастики :
Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Для дошкольников артикуляционная гимнастика полезна не только для борьбы с речевыми нарушениями, но и для их профилактики.
Заниматься такой гимнастикой можно уже в возрасте двух-трёх лет, чтобы ребёнок как можно раньше научился правильно произносить звуки и слова. Даже, если ребенок ещё не говорит, то специальные упражнения помогут укрепить мышцы органов речи и подготовят речевой аппарат для чистого звукопроизношения.
Специальные упражнения также полезны детям с правильным, но невнятным звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Существуют определённые
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
• Сначала упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребёнок научится хорошо делать движения, зеркало уже не обязательно использовать.
• Взрослый должен показывать ребенку, как правильно выполнять упражнения. Для этого, уважаемые воспитатели, вам необходимо самим научиться правильно их выполнять.
• Проводить упражнения нужно систематически каждый день, в течение 5-7 минут.
• Хорошо, если вы будете спрашивать у ребё нка: Что делают губы? Что делают зубы? Что делает язычок? Где он находится: вверху или внизу?
• При выполнении упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только мышцы речевого аппарата. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, морщить лоб, поднимать плечи.
• Если у ребенка, какое-то движение не получается хорошо с первого раза, то не добивайтесь точности, пусть выполняет его приблизительно.
Если вы видите, что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка.
Со временем, по мере тренировки, действия будут точными и правильными.
• Когда ребёнок научится удерживать положение языка некоторое время без изменений, то упражнения можно выполнять в более быстром темпе, под счёт или секундомер (10-20 секунд).
• Занятия лучше всего проводить в игровой форме, ведь это основная деятельность ребёнка.
Можно привлечь любимую игрушку: «Покажи мишке, как правильно выполнять гимнастику для язычка!».
• Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются упражнения, язык во время занятий дрожит, синеет или отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, то возможно, понадобится помощь не только учителя-логопеда, но и врача-невролога.
Виды артикуляционных упражнений и комплексов
Существует множество видов артикуляционных упражнений и комплексов.
Артикуляционные упражнения можно разделить исходя из того, на развитие каких мышц они направлены : упражнения для губ, щёк, мышц глотки и нёба, языка.
Эти упражнения делят на статические (удержание) и динамические (подвижность).
Рассмотрим наиболее простые и распространённые упражнения.
Артикуляционная гимнастика для губ :
• Улыбка.
• Хоботок (Трубочка).
• Заборчик.
• Бублик (Колечко).
• Заборчик - Колечко. Улыбка - Трубочка. Чередование положений губ.
• Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
• Удерживать губами карандаш (пластмассовую трубочку).
• Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
Упражнения для щё к:
• Покусывание, похлопывание и растирание щек.
• Сытый хомячок.
• Голодный хомячок.
• Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для языка:
• Птенчики.
• Лопаточка.
• Чашечка.
• Иголочка (Стрелочка. Жало).
• Киска сердится.
• Часики (Маятник).
• Змейка.
• Качели.
• Футбол (Спрячь конфетку).
• Почистим зубки.
• Лошадка.
• Вкусное варенье.
• Оближем губки.
Тренировка мышц глотки и мягкого нё ба:
• Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
• Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком.
• Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
• Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
• Надувать щеки с зажатым носом.
• Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
Существуют также комплексы артикуляционных упражнений, которые подобраны для решения какой-либо конкретной задачи. Например, есть комплексы упражнений для постановки того или иного звука, комплексы, способствующие улучшению подвижности органов артикуляции, расслабляющие комплексы артикуляционных упражнений. И т. д.
Чтобы артикуляционная гимнастика проходила для дошкольников весело и непринуждённо, существует множество методов и приёмов и форм её проведения:
• Самый распространённый приём – использование картинок.
Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.
• Возможно использование фотографий других детей с правильным показом необходимого упражнения.
• Существуют специальные мягкие игрушки, у которых широко открыт рот и есть язычок. Такие игрушки управляются рукой педагога.
• Для повышения интереса к деятельности можно «приобщать» сказочных персонажей. Это могут быть персонажи из любимых ребёнком мультфильмов. Можно вместе с ребёнком научить их выполнять заданное упражнение. А может быть герою нужно помочь преодолеть какие-либо трудности и для этого необходимо выполнить упражнение, или же сам герой даёт задание ребёнку и наградит после выполнения. В качестве героев могут выступать игрушки, нарисованные герои, театральные куклы, анимационные персонажи.
• Одним из распространённых приёмов является использование коротких стихотворений. Дети в дошкольном возрасте очень любят стихи и быстро их запоминают. Например:
«Вкусное варенье»
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
«Киска сердится»
Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.
• В методической литературе и в интернете часто можно встретить специальные сказки: в знакомый сказочный сюжет вставлены подходящие артикуляционные упражнения или же под определённый комплекс упражнений придумывается сказка. Есть такие сказки и в прозе и в форме стихотворений. Упражнения, которые используются в такой сказке, должны быть заранее разучены с ребёнком. Например, сказки «О весёлом Язычке»».