Ирина Васильева
Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика по Лынской М. И. как прием нейростимуляции
▼ Скачать + Заказать документы
Набирает популярность теория «сенсорной интеграции», разработанная западным психологом, специалистом по детскому развитию Джин Айрес. Данная теория основана на системном подходе к функционированию мозга и помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребёнка.
Публикация «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика по Лынской М, И, как прием нейростимуляции» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Нейропсихологические игры и занятия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Отечественный логопед Лынская М. И. адаптировала метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с детьми, имеющими речевые нарушения и разработала метод сенсорно-интегративной логотерапии.
Важно отметить, что в работу включаются все сохранные анализаторы – тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные.
Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность каждого ребёнка в осознании себя и окружающего мира, обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых и познавательных возможностей у детей с ТНР, позволяет им социализироваться. Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС.
Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.
Одним из направлений сенсорно-интегративной логопедической работы по Лынской М. И. является сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.
Упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например: удерживать губами веточку укропа, сплёвывание с языка различных специй.
Мы взяли за основу комплексы Лынской М. И. и создали свое планирование. (см. приложение)
Описанные комплексы могут использоваться как часть индивидуальных или групповых занятий, или же являться самостоятельными занятиями, т. к. при неоднократном повторении каждого упражнения на один комплекс уходит до 30 минут. Простота и отсутствие специализации позволяет использовать данные комплексы как с детьми без речевых нарушений с целью развития артикуляционных возможностей для подготовки к школе, улучшения дикции, так и с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллекта и пр. В этих случаях, целью занятий с использованием данных комплексов будет общее улучшение речевых возможностей, подготовка к овладению навыками письма и чтения.
Поскольку Лынская М. И. выступает адептом теории сенсорной интеграции, необходимым звеном каждого комплекса является «сенсорный поднос», который представляет собой красивый поднос (желательно плетеный, деревянный или любой другой, сделанный из экологичных, фактурных материалов, на котором рядами, дорожками, участками укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства. Материалы подбираются в соответствии с тематикой комплекса.
Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе
Таким образом, выполняя упражнения из предложенных комплексов, решаются следующие задачи:
— активизируется небно-глоточное смыкание, что способствует устранению гиперназализации;
— растягивается подъязычная складка («уздечка») языка, позволяя выполнять артикуляционные движения с большей амплитудой;
— дифференцируется носовой и ротовой выдохи, что положительно влияет на длину и силу фонационного выдоха;
— улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений, что способствует улучшению четкости произношения;
- повышается качество обратной связи от артикуляционных органов, что способствует преодолению апраксии.
Весь материал для проведения занятий индивидуален, перед началом занятия проходит санитарно-гигиеническую обработку с помощью специализированных средств для обработки логопедических зондов, а также в стерилизационном оборудовании.
Обращаем внимание, что предлагаемые комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой нарушенных звуков. Работа по постановке звуков должна включать в себя традиционные комплексы, содержание которых зависит от конкретного звука, описанные в других методических пособиях.
Разрешите представить вашему вниманию авторскую сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика «Дары осени»
Упражнения, которые мы вам представляем, направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме, без использования зеркала, с опорой на базовые виды чувствительности. Это методика логопеда-психолога Лынской Марианны Ильиничны.
Внимание! Перед проведением такой гимнастики необходимо убедиться, что у детей нет аллергии на тот или иной продукт.
Ход гимнастики:
1. Логопед: - Ребята, какое сейчас время года? (осень)
- Посмотрите, какие подарки нам приготовила Осень.
Вносит сенсорный поднос.
Сенсорный поднос представляет собой красивый поднос (желательно плетеный, деревянный или любой другой, сделанный из экологичных, фактурных материалов, на котором рядами, дорожками, участками укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства. Материалы подбираются в соответствии с тематикой комплекса. В нашем случае это будут- мука, горох, гречка, емкость с порезанным чесноком, кружки апельсина и лимона, кружочки моркови, нарезанные кубиками овощи и фрукты, стаканчики с соком, коктейльные трубочки, зубочистки, варенье, блюдца, мед, ложки разного размера)
Логопед: - Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
Принесла я вам муки! Значит, будут пироги!
Принесла вам гречки! Каша будет в печке!
Принесла вам овощей! И для супа, и для щей!
Мои яблоки, как мед! На варенье, на компот!
Принесла вам меду- целую колоду!
(Слова сопровождаются показом соответствующих материалов на подносе)
2. Логопед: Ребята, хотите не только рассмотреть подарки, но и поиграть с ними?
- Проводится пальчиковая игра с горохом.
«Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде, чем игру начать, надо пальчику сказать:
Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай, и другому передай!»
3. Дыхательная гимнастика
- Ребята, понюхайте и угадайте, что лежит в этом блюдце? (чеснок)
«Носиком вдохнули, ротиком подули.
Чесночек вдыхаем – болезни выдыхаем»
- Скажите, горох и чеснок- это фрукты или овощи? (овощи)
- А лимон и апельсин? (фрукты)
4. Игра «Кислый- сладкий»
- Перед вами кружки лимона и апельсина. Мы сейчас будем проводить язычком по кругу и определять по вкусу: если кислый- то лимон, если сладкий апельсин.
(Дети выполняют артикуляционное упражнение, логопед следит за правильностью его выполнения)
5. – А вы любите виноград? Давайте с ним тоже поиграем.
Упражнение «Фруктовый шарик» (перекатывание виноградины во рту от щеки к щеке)
6. Игра «Узнай по вкусу»
- А сейчас мы будем угадывать по вкусу, какой овощ или фрукт вам попался. Для этого надо с закрытыми глазами снять при помощи губ, зубов или язычка кусочек с зубочистки и съесть.
(Логопед подносит ко рту ребенка кусочек на зубочистке и дает инструкцию- «Сними губами, зубами или язычком». Если упражнение проводится первый раз, логопед показывает, как правильно выполняется это упражнение)
7. Упражнение «Сладкое варенье»
- Ребята, что Карлсон любил больше всего на свете? (варенье)
- Однажды он не нашел ложки и стал слизывать варенье прямо из блюдечка языком.
- Хотите попробовать?
(Дети слизывают капельки варенья широким языком из блюдца)
8. - А три медведя очень любят мед. Михайло Потапович слизывал мед с большой ложки, Настасья Филипповна – с ложки поменьше, а Мишутка с самой маленькой.
(Дети повторяют упражнения)
9. – Ну что, сладкоежки, вы, наверное, захотели пить?
- Вот вам еще одно угощение от осени- яблочный сок. А пить его мы будем через трубочку.
- Сок из яблок - какой? (яблочный)
Из груш? (грушевый)
Из слив? (сливовый)
Из апельсина? (апельсиновый)
Из персика? (персиковый)
Логопед: Понравилось вам играть? (да)
- Настроенье каково? Во! (дети протягивают руку вперед с поднятым вверх большим пальцем)
Приложение
Комплексы сенсорно- интегративной артикуляционной гимнастики
(за основу взята методика Лынской М. И.)
«Развлекашки- вкусняшки»
Комплекс 1. Осень - «Фрукты- овощи»
1. «Кислый лимон», «Сладкий апельсин» (облизывание кружка лимона- апельсина по кругу)
2. «Вкусное варенье» (слизывание языком варенья с десертной, чайной ложек, с блюдца)
3. «Фруктовый шарик» (перекатывание виноградины во рту от щеки к щеке)
4. «Медовое наслаждение» (Слизывание меда с ложек разной величины)
5. «Чашечка с соком» (удерживание капелек сока в язычке- чашечке)
6. «Фрукты- овощи» (снятие зубами, губами, языком кусочков с зубочистки)
7. «Бобовые истории» (сплевывание с губ, языка фасоли, гороха)
8. «Узнай по запаху, вкусу» (угадывание фруктов и овощей)
Комплекс 2 Зима- «Продукты питания»
1. «Кокосовый снег» (сдувание кокосовой стружки, не надувая щек)
2. «Сушки- баранки» (просовывание узкого языка в дырочку, удержание маленькой сушки в «чашечке», удерживание сушки на широком языке)
3. «Находим гриб» (прижать круглую конфетку к твердому небу, удерживать какое – то время)
4. «Крупинка к крупинке» (удерживать рисинку (греча, перловка) кончиком языка, придерживая ее внутри рта у нижних зубов)
5. «Бабушкины блины» (похлопать по широкому расслабленному языку на нижней губе ложкой или шпателем)
6. «Усачи» (удерживать хлебную палочку между верхней губой и носом, кончиком языка на носогубной складке)
7. «Вкусный сок, кисель» (пить через коктейльную трубочку)
8. «Бабушкины сухарики» (перекатывать квадратный сухарик от щеки к щеке, удерживать в «чашечке»
9. «Кондитерские радости» (облизывать круглое ребристое печенье по кругу)
Комплекс 3. Зима «Сказочный мир»
1. «Дракон» (дуть на полоску из бумажной салфетки, приклеенной на кончик языка)
2. «Карлсон и варенье» (слизывание варенья с ложек разной величины, блюдечек)
3. «Колобок» (перекатывание виноградинки от щеки к щеке)
4. «Живая вода» (сглатывание капелек сладкой воды, капнутой из пипетки на корень языка)
5. «Волшебные камешки» (перекатывание маленьких конфет- камушков от щеки к щеке, удержание их в «чашечке», прижатие языком к твердому небу, к нижним зубам- язык «горкой»)
6. «Волшебная палочка феи» (удержание хлебной палочки на языке вдоль- поперек, между зубами, губы в улыбке)
7. «Острые зубы волка из Красной Шапочки»(покалывание языка пластиковой вилкой)
8. «Снежки Снежной королевы» (сдувание ватного шарика с кончика носа, язык «чашечкой»
Литература: Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика : Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста. – М. : ПАРАДИГМА, 2016.