лилия березина
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Артикуляционная гимнастика –залог правильного звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей ДОУ :
«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»
Провела: Березина Л. М
Красивая речь – это спорт и искусство. Уинстон Черчилль.
Британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 годах; военный, журналист, писатель, почётный член Британской академии, лауреат Нобелевской премии по литературе
Родился: 30 ноября 1874 г.
Умер: 24 января 1965 г. (90 лет, Гайд-Парк-Гейт
Публикация «Мастер-класс для воспитателей ДОУ „Артикуляционная гимнастика –залог правильного звукопроизношения“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В браке с: Клементина Черчилль (1908-1965 гг.)
Родители: Рэндольф Генри Спенсер Черчилль, Дженни Черчилль
Дети: Мэри Соумс, Диана Черчилль, Сара Черчилль, Рэндольф Черчилль, Маригольд
Награды: Нобелевская премия по литературе
Уважаемые воспитатели! Эпиграфом нашей сегодняшней встречи я выбрала слова одного из самых известных британских политиков Уинстона Черчилля: «Красивая речь – это спорт и искусство». Черчилль играл со словами и смыслами как Вивальди со звуком скрипки. Но мало кому известно, что в детстве будущий великий оратор был слаб здоровьем, шепелявил и заикался. Благодаря силе воли и упорным ежедневным тренировкам, он не только справился со своими недугами, но и стал прекрасным оратором.
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Образование звуков речи – это сложный двигательный навык:
- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо);
- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);
- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционные упражнения бывают двух видов:
• Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.
• Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое : улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!
Прежде чем поехать на автомобиле в лютый мороз, мы прогреваем двигатель. Также и мы с детьми в начале логопедического занятия разогреваем свои пальчики и артикуляционный аппарат. Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка и стать успешным в будущем!
Упражнения для формирования позиции губ
"Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
"Заборчик". Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«Хоботок» Вытягивание сомкнутых губ вперед.
"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.
"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для язычка.
"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
"Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ :
«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»
Провела: Березина Л. М
Красивая речь – это спорт и искусство. Уинстон Черчилль.
Британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 годах; военный, журналист, писатель, почётный член Британской академии, лауреат Нобелевской премии по литературе
Родился: 30 ноября 1874 г.
Умер: 24 января 1965 г. (90 лет, Гайд-Парк-Гейт
В браке с: Клементина Черчилль (1908-1965 гг.)
Родители: Рэндольф Генри Спенсер Черчилль, Дженни Черчилль
Дети: Мэри Соумс, Диана Черчилль, Сара Черчилль, Рэндольф Черчилль, Маригольд
Награды: Нобелевская премия по литературе
Уважаемые воспитатели! Эпиграфом нашей сегодняшней встречи я выбрала слова одного из самых известных британских политиков Уинстона Черчилля: «Красивая речь – это спорт и искусство». Черчилль играл со словами и смыслами как Вивальди со звуком скрипки. Но мало кому известно, что в детстве будущий великий оратор был слаб здоровьем, шепелявил и заикался. Благодаря силе воли и упорным ежедневным тренировкам, он не только справился со своими недугами, но и стал прекрасным оратором.
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Образование звуков речи – это сложный двигательный навык:
- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо);
- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);
- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционные упражнения бывают двух видов:
• Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.
• Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое : улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!
Прежде чем поехать на автомобиле в лютый мороз, мы прогреваем двигатель. Также и мы с детьми в начале логопедического занятия разогреваем свои пальчики и артикуляционный аппарат. Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка и стать успешным в будущем!
Упражнения для формирования позиции губ
"Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
"Заборчик". Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«Хоботок» Вытягивание сомкнутых губ вперед.
"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.
"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для язычка.
"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
"Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
"Горка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.
"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
"Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.
"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
"Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно
по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.
2. Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют перед настенным зеркалом, т. к. ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
4. Не следует предлагать детям белее 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.
6. Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.
7. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
8. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.
ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!
"Горка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.
"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
"Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.
"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
"Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно
по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.
2. Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют перед настенным зеркалом, т. к. ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
4. Не следует предлагать детям белее 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.
6. Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.
7. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
8. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.
ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!