Зюляева Марина Сергеевна
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики
Отчёт учителя – логопеда Зюляевой М. С.
по теме самообразования:
«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей
с нарушением речи»
2018 год
Публикация «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Я работаю над темой: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи» уже 4-ый год. Эта тема актуальна, потому что регулярное проведение артикуля-ционных упражнений способствует выработке правильных артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения нарушенных звуков. Артикуляционная гимнастика – основа правильной речи, ведь благодаря артикуляционным упражнениям развиваются и укрепляются мышцы языка, а, значит, увеличивается его подвижность. Также артикуляционные упражнения способствуют улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их нервной проводимости. Укрепляется мышечная система губ и щек. С помощью артикуляционных упражнений ребенок учится удерживать определенную артикуляционную позу. Амплитуда движений органов артикуляционного аппарата увеличивается. Уменьшается напряженность артикуляционных органов, развивается гибкость органов речевого аппарата.
Ежедневно на логопедических занятиях дети совершенствовали свои речевые навыки. Каждое занятие начиналось с проведения артикуляционных упражнений. Для каждой группы звуков проводился свой комплекс упражнений. Во время их выполнения использовались картинки, обозначающие то или иное упражнение и художественное слово.
В младших группах «Ромашка» и «Лесная сказка» мною ежедневно проводились артикуляционные упражнения с речевым сопровождением. Благодаря художественному слову процесс обучения становится эмоциональнее, увлекательнее. А, значит и процесс развития артикуляционной моторики протекает быстрее, активнее, преодоление трудностей проходит легче.
В течение учебного года мною дополнительно изучалась специальная логопедическая литература по данной теме, интернет – ресурсы. Для родителей на стенде «Советы логопеда» выставлялись консультации «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой», «Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики». Родителям давалась подробная инструкция по выполнению артикуляционных упражнений и в индиви-дуальных тетрадях домашних заданий.
Также была подготовлена картотека «Сказок Веселого Язычка» для проведения артикуляционной гимнастики.
В занятия были включены упражнения с использованием элементов биоэнергопластики: Чашечка, Блинчик, Окошко, Лошадка, Грибок, Дятел. Упражнения проводились также и с помощью планшета, на котором дети сами могли выбрать упражнение, и в момент его выполнения шло художественное сопровождение, что повышало интерес к занятию в целом и к выполнению артикуляционной гимнастики в частности.
Таким образом, в процессе работы над данной темой у детей повысился уровень развития артикуляционной моторики, появился интерес к трудоемкому процессу освоения правильного произношения, педагогическая грамотность родителей в данном вопросе выросла.