Елена Копайгора
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика-как правильно её выполнять. Самомассаж шеи и лица»
▼ Скачать + Заказать документы
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»
(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)
Мастер-класс
на тему:
«Артикуляционная гимнастика-как правильно её выполнять. Самомассажшеи и лица»
(для воспитателей, педагогов)
Подготовила и провела
учитель-логопед
Копайгора Е. Е
г. Долгопрудный
2017год
Публикация «Мастер-класс „Артикуляционная гимнастика-как правильно её выполнять, Самомассаж шеи и лица“» размещена в разделах
Цель: Познакомить воспитателей, педагогов с правилами выполнения «артикуляционной гимнастики», научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика- как правильно её выполнять».
Я сегодня вам покажу какие есть упражнения для языка и губ, которые подготавливают органы артикуляции к появлению того или иного звука.
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.
Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.
Упражнения для губ
1. «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем
2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.
Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку.
3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня.
Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.
Упражнения для щек
1. Похлопывание и растирание щек.
2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.
4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух
выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)
1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произноси.
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи, его края приподними.
4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.
Динамические упражнения для языка
(выработка координации и точности движений)
1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов покачаться он готов.
2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.
Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.
6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Ниже челюсть опускаем,
Язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад –
Наш маляр работе рад.
8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
На логопедических занятиях я еще с детьми занимаюсь самомассажем органов артикуляции,шеи и лица под музыку. Хочу показать вам самомассаж-лица и шеи.
Слова детей Выполняемые действия
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо своим теплом мы умываем
Грабельки сгребают
Все плохие мысли
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро
Их вперед сгребаем, тянем вниз за мочки.
А потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались
Губки разминаем,
Чтобы улыбались
Мы теперь утятки – клювики потянем
Разомнем их мягко, не задев ногтями.
Уголками губ мы щечки поднимаем
А потом от носа вниз к губам стекаем
Губки пожуем мы, шарики надуем
И губами вправо-влево потанцуем
Мы язык за губу заворачиваем,
Кулачком по губе покалачиваем
За другую губу заворачиваем
И другим кулачком покалачиваем
Тянем подборок и к ушам щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем Растирание ладоней
Проводят ладонями по лицу сверху вниз Граблеобразные движения от середины лба к вискам
Растирание ушных раковин
Загибание ушных раковин, оттягивание их
Пальцы «перебегают» на щечки
Круговыми движениями разминаем щеки Большой и указательный палец разминают
верхнюю, а затем нижнюю губу
Вытягивание обеих губ вперед
Средние пальцы по очереди однимают,
то правый, то левый угол рта
Спиралевидные движения от носа к углам рта
Покусывание верхней и нижней губы, надуть щеки
Указательные пальцы поглаживают губы
Язык за верхней губой, стучим по нему кулачком
Язык за нижней губой, стучим по нему кулачком
Щипаем подбородок от челюсти к ушам
Поглаживание шеи всей ладонью к ключице
Я благодарю вас за внимание и вашу активность!
И думаю,что выполнение артикуляционной гимнастики не вызовет у вас трудностей, а самомассаж шеи и лица будете использовать в своей работе. с детьми.