Тамара Грузинова
Аннотация к программе дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
Девиз программы : Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками
Программа составлена сроком на два года и реализуется через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» и интегрируется с другими образовательными областями.
Публикация «Аннотация к программе дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию» размещена в разделах
- Конструирование. Методические разработки
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Темочки
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
Подготовительная к школе группа - завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности в ДОУ. Образовательные ситуации носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
ЛЕГО-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Дополнительная образовательная программа по «ЛЕГО - конструированию» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Цель программы : Познакомить детей с основами конструирования, научить правильно, читать инструкцию и грамотно организовывать процесс конструирования.
Задачи:
• определять, различать и называть детали конструктора;
• конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по схеме;
• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
• умение работать в паре, коллективно;
• уметь рассказывать о модели, ее составных частях и принципе работы;
• способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, формировать навыки коллективного труда;
• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
• самостоятельная и творческая реализация собственных замыслов.
Характер освоения: программа построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.
Срок усвоения дополнительной образовательной программы по «ЛЕГО - конструированию» 2 года. Реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей с 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Объем программы рассчитан на 36 недель, с нагрузкой - 2 раза в месяц, 18 занятий в год. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей от 5до 6лет - не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - не более 30.
Структура программы. Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется конструкторская деятельность. Последующий год усложняется по содержанию, по объёму знаний, задачам и способам реализации.
Планируемые результаты освоения Программы
К шести годам:
слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в
конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению
работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым;
любит и по собственной инициативе конструирует из ЛЕГО-
конструктора;
создает постройки, сооружения, транспорт по заданной теме,
условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывает сюжетные
композиции;
проявляет творческую активность и самостоятельность. Может
самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению,
осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели;
умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения
коллективных творческих работ.
К семи годам:
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в конструктивной деятельности;
проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе ЛЕГО-конструирования, имеет творческие увлечения;
демонстрирует высокую техническую грамотность;
владеют умениями моделирования и макетирования простых предметов;
охотно и плодотворно сотрудничают с другими детьми в процессе
коллективных работ.
Основная форма проведения занятий - игра-практикум.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, мелкие игрушки.
На занятиях используются четыре основных вида конструирования: по образцу, по условиям и замыслу, по схемам и чертежам.
Для обучения детей конструированию используются разнообразные методы и приемы :
Наглядный: рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный: обследование деталей и материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой и структурой определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
Практический: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный: краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный: постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование).
Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога.
В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается интеграция всех образовательных областей :
познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для композиций, определение их на ощупь; знакомство с приемами конструирования, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения;
речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя;
художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике занятия, прослушивание музыкальных произведений;
физическое развитие: физкультминутки, формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной речи.
Методическое обеспечение
1. Фешина Е. В., ЛЕГО–конструирование в детском саду. Методическое пособие. – М. : ТЦ СФЕРА, 2017г.
2. Комарова Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО). – М. : «ЛИНКА _ ПРЕСС», 2001 г. -88с.
3. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М. : ИД «Цветочный мир», 2017. – 176 с.
4. Куцакова Л. В., Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2 – е изд., дополн. и перераб. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 240с.