Любовь Гордеева
Отчет о работе по программе дополнительного образования «Говорушки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Публикация «Отчет о работе по программе дополнительного образования „Говорушки“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Весь процесс работы дополнительного образования старалась организовать так, чтобы ребенок был позитивно настроен на общение, мог свободно общаться с другими детьми и взрослыми, если у него возникает такая потребность, мог говорить о своих чувствах. С учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, каждое занятие строится в форме игры. Во время деятельности создавала условия, которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его творческую энергию, создают положительный эмоциональный настрой для разворачивания разнообразных сюжетов в игре.
В структуру каждого занятия включала двигательные минутки, пальчиковую гимнастику, которые позволяли избежать переутомления и снимали эмоциональное напряжение у детей, а значит, способствовали более быстрому и лучшему восприятию программного материала.
Практически на каждом занятии как средство речевого развития детей ис-пользовала дидактические игры. Каждая дидактическая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
Использование коммуникативных игр способствовало изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки дошкольников, установлению дружеских отношений в подгруппе и коллективе, развитию воображения.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом обще-ния, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпо-сылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в познавательно - речевых играх, которые способствуют развитию любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привести в действие.
Развивала игровую деятельность и вызывала желание слушать народные загадки, отгадывать их и играть в подвижные игры. Воспитывала умения следить за развитием действия в играх-драматизациях по сказкам. Старалась вызывать у детей радость на каждом занятии кружка и воспитывала доброжелательное отношение друг к другу, побуждала детей к взаимопомощи.
Считаю, что проведенная мною работа, была направлена на развитие целевых ориентиров:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий;
- ребёнок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, старается разрешить конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, наблюдения, эксперименты.
Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами помогут успешному обогащению словаря ребенка, развитию его речевой активности, помогут в формировании гармонически развитой личности. То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте, в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в свои занятия, я попыталась с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей его жизни будут только развиваться.