Людмила Калашник
Программа дополнительного образования для кружковой работы «Хочу все знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка…. 3
2. Нормативные основы дополнительного образования…. 5
3. Цель программы….6
4. Задачи…. 6
5. Принципы…. 6
6. Условия реализации…. 7
7. Материально – техническое обеспечение…. …. 8
8. Ожидаемые результаты…. 8
9. Итоги работы…. 8
10. Литература…. 9
11. Приложение №1…. ….10
12. Приложение №2…11
Пояснительная записка
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм».
В. В. Путин.
Публикация «Программа дополнительного образования для кружковой работы „Хочу все знать“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Введение патриотического воспитания сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его развитие, воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре. Попытка движения от воспитания простых чувств, к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный.
Главные направления - ознакомление воспитанников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине.
Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой своего народа. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитание — знакомство дошкольников с историческим прошлым, ведь чтобы любить, надо знать.
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.
В статье 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» главы 10 ФЗ–37 «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительное образование направлено «на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени».
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени. Дополнительное образование дает возможность выявить и развить творческие способности детей.
Реализация дополнительного образования осуществляем через организацию кружковой работы. Мы уделили большое внимание на выявление интересов и способностей детей, а также обратили внимание на пожелания родителей, которые выявили через анкетирование, беседы, консультации.
Нормативные основы дополнительного образования : (Кружковая работа)
Программа по дополнительному образованию разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Статья 75. «Дополнительное образование детей и взрослых»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Уставом МБДОУ №59
- Образовательной программы МБДОУ
Цель программы : развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов.
Задачи:
Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края
Создание условий, обеспечивающих познание ребенком ценностей истории и культуры родного края, способствующих зарождению личностных смыслов.
Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка в процессе восприятия литературных, изобразительных произведений искусства родного края.
Развитие творческого потенциала дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.
Работа по формированию гармонично развитой творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:
Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; увлекательности; наглядности, символичности, практичности; системности; интеграции образовательного содержания; деятельный подход к организации образования; развивающего характера обучения.
Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребё нка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Условия реализации программы.
Руководитель кружка пользуется учебным материалом методических пособий (используемая литература указана в приложениях).
Учебный план рассчитан на 1 год обучения.
Занятия проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей индивидуален - 15 - 20 минут
Занятия проходят в виде игры.
Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (10-12 человек) от 4- 5л
Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программ.
Методы, приё мы и формы учебно-воспитательного процесса:
Формы работы с детьми :
НОД, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Приемы и методы организации образовательного процесса :
наглядные (наблюдение, демонстрация, использование ИКТ);
словесные (объяснение, рассказ, чтение, беседа);
практические (игровые упражнение, моделирование).
Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.
Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т. д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение:
Наглядные пособия (образцы изделий).
Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)
Подборка информационной и справочной литературы.
Материалы для работы
Иллюстрации, образцы работ, схемы (техника заполнения фигур, стихи, загадки. И т. д
Ожидаемые результаты программы :
Дети узнают о своем родном посёлки (Кулешовка) и о его достопримечательностях (памятник «Павши летчикам», памятник «Чернобыльцам»).
У детей сформируются первичные представления о себе (имя, фамилия, отчество, домашний адрес, о своей семье (фамилия, имя, отчество родителей, место работы, о дружбе (справедливые отношения друг к другу, умение предлагать свою помощь).
Познакомятся с Государственным гербом и флагом России и Ростовской области (цвет флага, символика герба).
У детей расширятся знания о видах народного декоративно – прикладного искусства (хохлома, гжель, дымковская игрушка).
Расширятся знания детей о природе Родного края, сформируются представления о лесе ( птицы: сорока, ворона, воробей, дятел; животные: заяц, белка, лиса, медведь и т. д. ; деревья: дуб, сосна, берёза, каштан,о реке (Дон)и её обитателях (Сазан, щука и т. д).
Сформируются понятия важности уважительного отношения к людям старшего поколения.
Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе :
выставка;
конкурс;
фестиваль художественно-прикладного творчества;
отчетные выставки;
отчетные концерты;
открытые уроки;
проведение мастер-класса среди педагогов.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения по дополнительной программе, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческой работы.
Литература
1. Бусленко Н. «Приглашаем в край Тихого Дона» Упр издат, г. Ростов – на Дону, 1990 г.
2. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. Москва, 2011г.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России», Москва 2013 г.
4. Кулишов В. И. «В низовьях Дона» Москва, «Искусство», 1987 г.
5. Калайтанова Г. Н., Агуреева Т. И., Муравьёва О. Ю. «Развитие представлений о человеке в истории» Ростов – на – Дону, 1999 г.