Блинкова Наталия
Аналитический отчет о проделанной работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
о проделанной коррекционной работе
за 2017-2018 учебный год
учителя – дефектолога
Блинковой Наталии Сергеевны.
Работа в группе компенсирующей направленности велась с 1 сентября 2017 года по 31 мая 2018 года. В группу по решению ПМПК были зачислены 16 детей: 3-е из которых, по заявлению родителей были переведены в обще развивающую группу, 1 ребенок не посещал группу в течение учебного года, а с остальными детьми (12 чел.) велась ежедневная коррекционно-развивающая деятельность. Из 12 человек, посещающих группу: 5 человек имеют заключение ЗПР и 7 человек - РАС. Группа разновозрастная: 4 чел. -подготовительного возраста, 5 чел. - старшего и 4 чел. - среднего возраста.
Публикация «Аналитический отчет о проделанной работе учителя-дефектолога» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Целью работы являлось создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Годовое планирование КРО осуществлялось по следующим направлениям:
1. Обследование познавательного развития детей (начало, середина и конец года).
2. Разработка плана коррекционной работы и поэтапная его реализация.
3. Коррекционно-развивающая деятельность с детьми (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия).
4. Консультирование родителей детей.
5. Консультирование воспитателей и специалистов ДОУ.
6. Самообразование.
7. Методическая работа.
Диагностика.
В сентябре 2017 учебного года была проведена диагностика познавательного развития детей группы, содержательными критериями которой стали:
- уровень запаса представлений об окружающем мире;
- особенности восприятия;
- пространственно-временные представления;
- особенности мышления, внимания и памяти;
- исследование уровня элементарных математических представлений;
- состояние моторики;
- уровень саморегуляции.
В январе 2018 года была проведена промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания положительной динамики и редактирования индивидуальных маршрутов развития.
В мае 2018 года была проведена итоговая диагностика, которая показала стойкую положительную динамику развития 10 человек и незначительную динамику развития 2 человек группы. Сравнительные таблицы по результатам диагностики можно посмотреть в приложении.
Для диагностики детей использовались следующие материалы: Практический материал С. Д. Забрамной, О. В. Боровик, Диагностический альбом Н. Я. Семаго, Диагностика мыслительных операций и саморегуляции по У. В. Ульенковой.
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка. Формы работы : - фронтальные занятия (утренний круг) - подгрупповые занятия (ФЭМП и ознакомление с окр. миром) - индивидуальные занятия (ИКР). Занятия организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий.
Ежедневно с детьми велась работа по следующим направлениям:
- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т. д.);
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
развитие социально-бытовых навыков.
Программы и методические пособия, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ :
Нарушения
Программы, методики
Задержка психического развития
Л. Б. Баряева «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. - Спб., 2001.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. —М. : Школьная Пресса, 2003 г.
Л. Б. Баряева «Математическое образование дошкольников с ЗПР: диагностика и коррекция». -Спб: - 2001 г.
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР»
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Формирование элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР»
Нарушение интеллектуального развития
Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева: Коррекционно развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2005.
Ранний детский аутизм
Аутизм:коррекционная работа при тяжелых осложнениях и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога С. С. Морозова — М. ,ВЛАДОС,2007.
С. В. Исханова «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками». М.
Л. Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей», М. ,Теревинф, 2006 .
Результаты работы по итогам учебного 2017-2018 года.
В результате анализа данных на начало года более 80% детей имели низкий уровень познавательного развития. (см. таблицу 2). В ходе обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени были выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, мыслительных процессов, речи в сочетании со сниженной познавательной активностью, самоконтроля, саморегуляции, способности к запоминанию, концентрация внимания. У всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень развития элементарных математических представлений, а также запаздывание формирования мышления в целом (способности к обобщению, классификации, анализу, абстрагированию, логическим построениям). У отдельных детей отмечались признаки психомоторной возбудимости.
В течение 4 и 5 недель мая проводилось итоговое диагностическое обследование, анализ результатов которого показал наличие устойчивой положительной динамики в развитии высших психических функций у детей. Более 75 % детей уже находятся на среднем уровне познавательного развития и только 25 % на низком (см. таблицу 2). Наметилась тенденция к развитию элементов словесно-логического мышления. По-прежнему сохраняются показатели низкого уровня саморегуляции и самоконтроля (см. таблицу 2, их показатели повысились незначительно к концу года. И выражаются в основном в снижении количества ошибок при выполнении вербальных и невербальных заданий и пониманием вербальной инструкции. Большая часть детей имеет положительную динамику развития восприятия и понимания пространственно-временных отношений. У части детей появились устойчивые знания, умения, навыки в практике усвоения элементарного математического материала, расширился запас знаний и представлений об окружающем мире. (См. таблицу 1)
В конце учебного года 2 ребенка подготовительного возраста поступили в первый класс общеобразовательной школы.
Работа с родителями.
Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в тесном контакте с родителями и воспитателями.
Велось тесное сотрудничество с родителями: еженедельно давались рекомендации и дополнительные задания для закрепления пройденных тем в индивидуальные тетради детей.
- Воспитателям давались рекомендации о каждом ребёнке, велись тетради взаимосвязи в течение учебного года.
- Уголок группы пополнялся рекомендациями для родителей.
- Систематически родители приглашались на индивидуальные занятия.
Самообразование.
Систематически знакомлюсь с интересной информацией для самообразования с помощью методической литературы на темы «Особенности детей с РАС», «Использование ИКТ с детьми ОВЗ в ДОУ».
Задачи на 2018-2019 учебный год.
1. Необходимо продолжить работу над познавательным развитием у детей с ОВЗ.
2. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов развитии ребёнка и его социальной адаптации.
3. Повышение своего профессионального уровня.
4. Пополнение кабинета играми и пособиями.