Елена Зайцева
Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей-аутистов как использование в работе системы PECS
▼ Скачать + Заказать документы
Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей -аутистов - использование в работе системы PECS .
Воспитатель : Зайцева Е. М
Все чаще в детские сады попадают дети с трудностями в поведении, с нарушениями в развитии, в том числе и с аутизмом.
Аутичность-обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Такое определение дано в психологическом словаре.
Я столкнулась с таким случаем впервые четыре года назад.
Публикация «Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей-аутистов как использование в работе системы PECS» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Карточки Пекс (PECS)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В группу пришли один за другим два очаровательных мальчугана, с непонятным и даже пугающим поведением. Я просто терялась, когда агрессия мальчиков обрушивалась на меня или окружающих детей и взрослых. Работа с такими детьми требует большого терпения, интуиции.
Во время общения с ними приходиться «раствориться» в ребенке, постараться понять, что он чувствует, проникнуть в его логику.
Поведение аутичного ребенка выглядит хаотичным, неадекватным. Но в любом случае следует сохранять спокойствие, постараться понять, чего он хочет, помочь выйти ему из состояния дискомфорта
После длительного общения с таким ребенком можно выделить
признаки аутизма:
- не играет со сверстниками
- не разговаривает с окружающими
- сидит один
- делает бесцельные движения
- может совершать действия, приносящие вред ему самому
- закрывает уши руками, боясь громких звуков
- повторяет одни и те же действия
- избирателен в одежде
- быстро утомляется
А дальше напрашивается вопрос, как обучать такого ребенка?Какие методы и приемы использовать?
Традиционные методы обучения с детками данной категории малоэффективны! Я могу да же сказать, что они не эффективны совсем.
Общеизвестно, что современная система специального образования меняется. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с ОВЗ в разных направлениях. И основной вектор направлен на инклюзивное образование.
Перечитав множество литературы по работе с детьми аутистами, пересмотрев множество вебинаров по данной теме, я решила попробовать - Альтернативную коммуникацию.
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи её удовлетворительно объясняться.
В основе знаковой деятельность ребенка лежат общие психофизиологические закономерности теории высшей нервной деятельности человека сформулированные отечественными учеными Иваном Михайловичем Сеченовым и Иваном Петровичем Павловым.
Очевидно, что любая знаковая деятельность поддерживает как сам процесс коммуникации, так и когнитивное развитие ребенка.
(Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.)
Методы АДК (альтернативной деятельности когнитивного развития) можно и нужно использовать с детьми, имеющими нарушения в развитии :
Альтернативная коммуникация служат «мостиком», который в перспективе позволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помощью речи.
В системах АДК широко используется различные средства коммуникации :
-визуально-кинестетические (жесты)
-визуально-графические (плоские символические изображения)
-объемные репрезентации (мини - объекты)
Я активно использую средства альтернативной коммуникации в совместной деятельности, эти вспомогательные средства являются неотъемлемым компонента образовательного процесса.
Важным помощником в общении с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями являются так же мимика и пантомимика, выразительные движения, подчас оказываются даже более действенными, чем слова.
Особое внимание я уделяем зрительному контакту, потому что, приветливый и открытый взгляд располагает к доверительному общению с такими детками.
Интонационная окраска воспитателя должна эмоционально дополнять речь, т. к она может поддержать и ободрить ребенка во время выполнения задания
И так, началась моя работа с привития деткам коммуникативных навыков. Формирование коммуникативных навыков необходимо для успешной социализации и адаптации детей с расстройством аутистического спектра в обществе. В качестве альтернативных средств коммуникации можно использовать обучение ребенка с помощью пиктограмм. В этом мне помогает система PECS.
Знакомство ребенка со знаком-символом происходит постепенно.
При использование графических изображений у детей с расстройством аутистического спектра формируется интерес и потребность к обучению, умение соотносить графическое изображение с его наименованием, понимание общего смысла символа, ему практической необходимостью.
Система PECS быстро получила признание и распространение во всем мире именно благодаря стимуляции потребности в коммуникации. Ее применение не требует сложных и дорогостоящих материалов, так как она имеет печатные символьные, фотографические, рисованные карты.
Преимущества системы PECS не оспоримы.
Она позволяет детям с нарушениями коммуникативного развития быстро и качественно приобрести базисные функциональные навыки коммуникации и саму потребность в ней. С помощью системы можно быстро обучить ребенка самостоятельно проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем при помощи обучения названиям предметов, мимического общения или вокальной имитации. Для ребенка становится более доступно общение с окружающими, а, следовательно, появляется возможность обобщения приобретенных вербальных навыков. В следствии чего, дети с нарушениями коммуникации приобретают саму потребность в общении и выражении своих потребностей доступными методами.
Таким образом, использование различных форм альтернативной коммуникации позволяет активизировать деятельность ребенка с нарушением развития, развивать его когнитивные возможности, создавать ощущение психологической комфортности и безопасности.
Альтернативная коммуникация является важной составляющей процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями, с помощью введения этой системы в учебный процесс появляется дополнительная возможность, для более детального понимания потребностей ребенка, не только в образовательной среде, но и в социальном окружении, что в дальнейшем будет способствовать более успешной социальной интеграции.
И на последок хочется сказать несколько слов коллегам, кто работает с особенными детками :
Что делать? И как помочь малышу?
1. Примите ребенка таким, какой он есть
2. Обращайтесь к ребенку по имени
3. Договоритесь с родителями о единстве подходов во взаимодействии с ребенком
4. Осваивайте деятельность этапами, частями
5. Доносите информацию через схемы и картинки
5. Если ребенок мешает проводить занятия с группой детей, то заранее предложите ему любимое занятие (пазлы, «Лего» и т. д.)
6. Держите малыша в поле зрения. Обычно такие дети неусидчивы, двигательно- расторможены, поэтому могут уйти или убежать за пределы участка и даже детского сада.
7. Если малыш плачет, бьется в истерике, попробуйте переключить его внимание на яркую динамичную игрушку, фонарик, мыльные пузыри и т. д.
8. Помогайте осваивать навыки одевания и раздевания.
Во что играть с ребенком-аутистом?
-игры с водой
-мыльные пузыри
-игры, направленные на развитие мелкой и крупной моторики
-хороводные игры
И не бойтесь повторяться и говорить само собой разумеющие вещи! Исследуйте мир вместе с ребенком!