Приложение МААМ

Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей-аутистов как использование в работе системы PECS

Елена Зайцева
Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей-аутистов как использование в работе системы PECS
▼ Скачать + Заказать документы

Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей -аутистов - использование в работе системы PECS .

Воспитатель : Зайцева Е. М

Все чаще в детские сады попадают дети с трудностями в поведении, с нарушениями в развитии, в том числе и с аутизмом.

Аутичность-обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Такое определение дано в психологическом словаре.

Я столкнулась с таким случаем впервые четыре года назад.

Публикация «Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей-аутистов как использование в работе системы PECS» размещена в разделах

В группу пришли один за другим два очаровательных мальчугана, с непонятным и даже пугающим поведением. Я просто терялась, когда агрессия мальчиков обрушивалась на меня или окружающих детей и взрослых. Работа с такими детьми требует большого терпения, интуиции.

Во время общения с ними приходиться «раствориться» в ребенке, постараться понять, что он чувствует, проникнуть в его логику.

Поведение аутичного ребенка выглядит хаотичным, неадекватным. Но в любом случае следует сохранять спокойствие, постараться понять, чего он хочет, помочь выйти ему из состояния дискомфорта

После длительного общения с таким ребенком можно выделить

признаки аутизма:

- не играет со сверстниками

- не разговаривает с окружающими

- сидит один

- делает бесцельные движения

- может совершать действия, приносящие вред ему самому

- закрывает уши руками, боясь громких звуков

- повторяет одни и те же действия

- избирателен в одежде

- быстро утомляется

А дальше напрашивается вопрос, как обучать такого ребенка?Какие методы и приемы использовать?

Традиционные методы обучения с детками данной категории малоэффективны! Я могу да же сказать, что они не эффективны совсем.

Общеизвестно, что современная система специального образования меняется. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с ОВЗ в разных направлениях. И основной вектор направлен на инклюзивное образование.

Перечитав множество литературы по работе с детьми аутистами, пересмотрев множество вебинаров по данной теме, я решила попробовать - Альтернативную коммуникацию.

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи её удовлетворительно объясняться.

В основе знаковой деятельность ребенка лежат общие психофизиологические закономерности теории высшей нервной деятельности человека сформулированные отечественными учеными Иваном Михайловичем Сеченовым и Иваном Петровичем Павловым.

Очевидно, что любая знаковая деятельность поддерживает как сам процесс коммуникации, так и когнитивное развитие ребенка.

(Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.)

Методы АДК (альтернативной деятельности когнитивного развития) можно и нужно использовать с детьми, имеющими нарушения в развитии :

Альтернативная коммуникация служат «мостиком», который в перспективе позволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помощью речи.

В системах АДК широко используется различные средства коммуникации :

-визуально-кинестетические (жесты)

-визуально-графические (плоские символические изображения)

-объемные репрезентации (мини - объекты)

Я активно использую средства альтернативной коммуникации в совместной деятельности, эти вспомогательные средства являются неотъемлемым компонента образовательного процесса.

Важным помощником в общении с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями являются так же мимика и пантомимика, выразительные движения, подчас оказываются даже более действенными, чем слова.

Особое внимание я уделяем зрительному контакту, потому что, приветливый и открытый взгляд располагает к доверительному общению с такими детками.

Интонационная окраска воспитателя должна эмоционально дополнять речь, т. к она может поддержать и ободрить ребенка во время выполнения задания

И так, началась моя работа с привития деткам коммуникативных навыков. Формирование коммуникативных навыков необходимо для успешной социализации и адаптации детей с расстройством аутистического спектра в обществе. В качестве альтернативных средств коммуникации можно использовать обучение ребенка с помощью пиктограмм. В этом мне помогает система PECS.

Знакомство ребенка со знаком-символом происходит постепенно.

При использование графических изображений у детей с расстройством аутистического спектра формируется интерес и потребность к обучению, умение соотносить графическое изображение с его наименованием, понимание общего смысла символа, ему практической необходимостью.

Система PECS быстро получила признание и распространение во всем мире именно благодаря стимуляции потребности в коммуникации. Ее применение не требует сложных и дорогостоящих материалов, так как она имеет печатные символьные, фотографические, рисованные карты.

Преимущества системы PECS не оспоримы.

Она позволяет детям с нарушениями коммуникативного развития быстро и качественно приобрести базисные функциональные навыки коммуникации и саму потребность в ней. С помощью системы можно быстро обучить ребенка самостоятельно проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем при помощи обучения названиям предметов, мимического общения или вокальной имитации. Для ребенка становится более доступно общение с окружающими, а, следовательно, появляется возможность обобщения приобретенных вербальных навыков. В следствии чего, дети с нарушениями коммуникации приобретают саму потребность в общении и выражении своих потребностей доступными методами.

Таким образом, использование различных форм альтернативной коммуникации позволяет активизировать деятельность ребенка с нарушением развития, развивать его когнитивные возможности, создавать ощущение психологической комфортности и безопасности.

Альтернативная коммуникация является важной составляющей процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями, с помощью введения этой системы в учебный процесс появляется дополнительная возможность, для более детального понимания потребностей ребенка, не только в образовательной среде, но и в социальном окружении, что в дальнейшем будет способствовать более успешной социальной интеграции.

И на последок хочется сказать несколько слов коллегам, кто работает с особенными детками :

Что делать? И как помочь малышу?

1. Примите ребенка таким, какой он есть

2. Обращайтесь к ребенку по имени

3. Договоритесь с родителями о единстве подходов во взаимодействии с ребенком

4. Осваивайте деятельность этапами, частями

5. Доносите информацию через схемы и картинки

5. Если ребенок мешает проводить занятия с группой детей, то заранее предложите ему любимое занятие (пазлы, «Лего» и т. д.)

6. Держите малыша в поле зрения. Обычно такие дети неусидчивы, двигательно- расторможены, поэтому могут уйти или убежать за пределы участка и даже детского сада.

7. Если малыш плачет, бьется в истерике, попробуйте переключить его внимание на яркую динамичную игрушку, фонарик, мыльные пузыри и т. д.

8. Помогайте осваивать навыки одевания и раздевания.

Во что играть с ребенком-аутистом?

-игры с водой

-мыльные пузыри

-игры, направленные на развитие мелкой и крупной моторики

-хороводные игры

И не бойтесь повторяться и говорить само собой разумеющие вещи! Исследуйте мир вместе с ребенком!

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей "Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым". Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей-аутистов как использование в работе системы PECS
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 17:51
+60Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей-аутистов как использование в работе системы PECS» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зайцева (УИ 857701) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД