Приложение МААМ

Совершенствование фонетической и просодической сторон речи у детей

Наталья Мамаева
Совершенствование фонетической и просодической сторон речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы

В статье проанализирован опыт работы педагогов по развитию и совершенствованию

просодической стороны речи у детей. Автором предложено использование технологий в

комплексе с немедикоментозными методами для достижения цели – чистой и внятной речи у детей.

Ключевые слова: нарушения фонетической и просодической стороны речи (проблемы

с интонацией, темпом и ритмом); взаимосвязь работы дыхательного, голосового и артикуляторного аппарата; технологии, немедикаментозные методы и приемы; устранение

стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями.

Публикация «Совершенствование фонетической и просодической сторон речи у детей» размещена в разделах

Учитывая основные направления Технологии «Здоровый дошкольник» Ю. Ф. Змановского, мы адаптируем и используем в работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, технологии голосообразования и звукоизвлечения в комплексе немедикаментозные методами.

В логопедической практике нарушения фонетической и просодической стороны речи встречаются при моторной алалии и дизартрии. Нарушения голоса оказывают существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, т. к. снижают ее разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в ее восприятии. А у самого ребенка патологические изменения нередко сопровождаются вторичными

психологическими отклонениями. Дети физиологических групп так же имеют в некоторых случаях проблемы с интонацией, темпом и ритмом (осиплость, недостаточная

модулированность, глуховатый тусклый тембр) В последние годы появились данные об увеличении числа детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому назрела необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений и соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями.

Наиболее часто диагностируется в детском возрасте периферическое функциональное нарушение голоса - спастическая дисфония. Это расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения при чрезмерной громкости (крик в играх, спорте, хоровом пении, подражании различным звукам, голосам людей, животных, неправильной технике

голосоподачи.

Каждый звук является результатом сложной мускульной работы целого комплекса органов, участвующих в произношении,— языка, губ, щек, зубов, мягкого и твердого нёба, верхней и нижней челюсти. Кроме того, на звучание голоса оказывает влияние работа мимических мышц, раздражения кожи лица, слизистая оболочка ротоглоточного резонатора. Дыхательная система («энергетическая») сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу голоса.

Таким образом, голособразовательная функция человека подчинена регулирующему влиянию центральной нервной системы, взаимосвязана и обусловлена работой дыхательного, голосового и артикуляторного аппарата

Одной из задач по развитию и совершенствованию просодических компонентов речи является развитие артикуляционной моторики и мимики, общей и мелкой моторики, дыхания. Эту проблему мы решаем с помощью различных технологий, немедикаментозных методов и приемов, Применяем различные виды развивающего массажа, дыхательную гимнастику Стрельниковой А. Н. [10], «дыхательный» метод Толкачева Б. А [7]. Метод «звукового» дыхания Лазарева М. С [8]., фонопедический метод Емельянова В. В [4], ортофонический метода Алмазовой Е. С [2], психотерапевтические,

оздоровительные приемы Выгодской И. Г, Пеллингер Е. П., Успенской Л. П. [5]

Фонопедические упражнения. (Емельянов В. В.) Специфика проведения фонопедических упражнений заключается не только в том, что обращается

особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движения с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком. В проведении данных упражнений используем «толстый» - низкий речевой голос и «тонкий голос» - высокий речевой голос. В логопедической практике при постановке голоса опираются на приемы, используемые отечественными педагогами по вокалу и сценической речи.

Упражнения, направленные на отработку речевого дыхания. Для коррекции физиологического дыхания используем различные виды дыхательной гимнастики. Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, нужные для голосоведения. Речевое дыхание – это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.

Так же применяем в комплексе «дыхательный» метод Б. А. Толкачева (озвученный метод). Основными критериями этого метода являются акустическая эффективность, энергетическая экономичность и биологическая целесообразность. То есть, достижение максимального звучания голоса при минимальных нагрузках, основанные на естественных звуках доречевой коммуникации – хрип, скрип, шепот, крик, вой, визг.

Качественный эффект дает метод «звукового» дыхания М. С. Лазарева. Эта специальная гимнастика для носоглотки (очищающее дыхание, энергетизированное дыхание, стимулирующее дыхание).

Применяемые нами виды развивающего массажа: артикуляционный массаж, фонопедические упражнения с элементами массажа гортани, неба, голосовых связок, самомассаж лица, самомассаж кистей и пальцев рук, упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления, плантарный массаж, аурикулярный массаж.

Во время проведения массажа используем аромамасла. (сосна, пихта – бактерицидные, лимон – тонизирующий, лаванда –успокаивающий).

Артикуляционный массаж. (Емельянов В. В.) Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляции необходимо использовать кинезиотерапевтическую артикуляционную гимнастику, активизирующую мышцы губ, языка, глотки и гортаноглотки. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

Резонаторный массаж. (Алмазова Е. С Для активизации резонаторных зон используем резонаторный массаж (постукивание пальцами рук по частям тела). Поглаживающий и вибрационный массаж гортани. Производятся ритмичные, энергичные движения по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легкими надавливанием на область щитовидного хряща, кашлевые движения, подражания голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани. Вибрационный массаж заключается в поколачивании частей тела с

одновременным произнесением звука М.

Самомассаж лица. Ф. Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты, а значит и на развитие речи. Комплекс доктора был опробован и творчески развит И. А. Блыскиной (С – Петербург) [6]. Подключая интонирование, меняя высоту голоса, темп и ритм, мы используем эти упражнения для развития просодики.

Предварительно изучаем массажные линии на лице. Вначале ребята выполняют

массаж по показу, затем самостоятельно.

Самомассаж кистей и пальцев рук. Этот массажный комплекс был разработан Галкиной В. Б., Хомутовой Н. Ю. на основе рекомендаций А. А Бирюкова [7]. Он состоит из упражнений: самомассаж тыльной стороны кистей рук; самомассаж ладоней; самомассаж пальцев рук, упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления, расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук. Для более эффективного результата в проведения массажа мы также используем различные материалы: орехи, ракушки, карандаши, зажимы, шары су-джок. Упражнения проводим на салфетках настроения. Красная салфетка – активное, бодрое настроение, желтая – дружелюбное настроение,

голубая - мечтательное.

Аурикулярный массаж. Массаж ушных раковин - аурикулярный, показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практик. у Технология аурикулярного массаж заключается в целенаправленном влияниена зоны артикуляционного аппарата. Рекомендуется массировать по порядку

четыре определенные зоны.

Плантарный массаж. Стопы ног – это еще один экран состояния систем иорганов человека. Массаж стоп иначе называется плантарным, или индийским. Его, после предварительного обучения проводят родители дома. На подошвемасса кожных рецепторов, там находятся около 72 тысяч нервных окончаний,через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры. При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лежа В начале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание, растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сажать стопу с боков двумя ладонями. Возможно использование массажных мячиков.

Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация. Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики, с применением методики «внушения» формул правильной речи, помогают в решении данной проблемы [9].

В исследованиях Т. М Власовой и А. Н. Пфафендродт освещена работа над произносительной стороной речи слабослышащих учащихся с использованием метода фонетической ритмики. Слабослышащие дети не могут точно воспроизвести звук по подражанию, но могут подражать движениям. Дети, у которых слух в норме также быстрее обучаются правильному дыханиюи фонации, используя свой собственный опыт при помощи движений из фонетической ритмики. Педагогу останется лишь направить в нужное русло весь процесс корректировки речи и поправить то, что на виду – положение тела ребенка [3], [11].

В настоящее время получает свое развитие и распространение метод Альфреда Томатиса [1]. Это нетрадиционная терапия слуха и возможностей речи, известная, как метод Томатиса или Аудио-Психо-Фонология (AПФ). На основании накопленных экспериментальных данных А. Томатис вывел свой первый закон «голос не воспроизводит то, что ухо не слышит», этот закон и стал основой его метода. Основываясь на идее, что человек говорит (или поет) так же как слышит, он разработал аппарат для улучшения прослушивания собственного голоса и назвал его «Электронное ухо». Познакомившись с этой методикой, мы решили использовать запись исполнения наших «здоровок», попевок для анализа звучащей речи самими детьми. Это увлекательное занятие дает свои результаты. Ребенок, слушая себя в записи, делает определенные выводы. Многие стремятся к исправлению дефектов речи. Сравнение звучания голоса на начало, и конец коррекционной работы вызывает восторг, как у детей, так и у родителей.

Данные технологии способны разрушить патологические речевые динамические стереотипы и сформировать правильные.

«В современном образовательном процессе существует множество приемов обучения, методик и систем. Если не работаешь ни в какой из них, придумай свою: миксуй все известные приемы, варьируй их, подгоняй под свои требования. Главное – добиваться результатов». (Емельянов В. В) [4].

Библиографический список

1. Азова О. И. Метод Томатиса. Здоровье детей : Методический журнал:

здоровьесберегающие технологии. – М., Издательский дом «Первое сентября».

– 2013.– № 4 – с 28-30.

2. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей :

Практическое пособие / под общей редакцией Г. В Чиркиной. – М. : Айрис-

пресс, 2000. – 145 с.

3. Власова Т. М., Пфафендрот А. Н. Фонетическая ритмика : Пособие для

учителя. – М. ; 1996. – 240 с.

4. Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития голоса». – М: Айрис

Пресс, 1999. – 50 c.

5. Кудинова М. А. «Здоровье сберегающие технологии в системе коррекции

речи дошкольников» // Логопед. – 2010. – №2.

6. Жукова С. Н. Развивающий массаж в логопедической работе с

дошкольниками // Логопед. – 2005. – №2.

7. Гельм Е. И. Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с

дизартрией // Логопед. – 2010. – №4___

Публикации по теме:

Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста Известно,что в игре усвоение знаний происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок,увлеченный привлекательным замыс лом,.

Совершенствование связной речи у детей дошкольного возраста Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений,.

Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм»Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм» При обследовании речи детей в средней группе были выявлены недоста- точные речевые навыки, в том числе: бедный словарный запас, недоста.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Совершенствование фонематического восприятия» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.» Цель: -Продолжать.

Консультация для педагогов «Совершенствование речи детей через диалог» Консультация для педагогов «Совершенствование речи детей через диалог» Составила: воспитатель Глухова Наталья Владимировна.

Обогащение словаря и совершенствование связной речи у дошкольников с ОНР Одной из основных задач логопедического воздействия на речь детей с ОНР — это научить их связно,последовательно,грамматически правильно.

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Слайд 1 ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ – ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ? Существует несколько.

Совершенствование работы по развитию речи в театрализованной деятельностиСовершенствование работы по развитию речи в театрализованной деятельности Театр-это не просто игра,театр-чудесное средство развития детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность,что способствует развитию.

Экологическая культура — одна из сторон гармоничной личности Экологическая культура – одна из сторон гармоничной личности. Автор: Уласова Татьяна Владимировна. Должность: воспитатель. Место работы:.

Конспект занятия «Звук [Б] и буква Б. Совершенствование связной речи» (подготовительная к школе группа) Цель: 1. Правильное произношение звука Б. 2. Знакомство с буквой Б. 3. Звуко-слговой анализ слов бант, бантик, банты. 4. Упражнение с разрезной.

Автор публикации:
Совершенствование фонетической и просодической сторон речи у детей
Опубликовано: 21 мая 2018 в 16:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование фонетической и просодической сторон речи у детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мамаева (УИ 556011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД