Медведева Ольга
Теоретические основы развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С рождения ребенка окружает множество звуков : речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. но из всех звуков, воспринимаемым ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Мать разговаривает и общается с малышом, когда он не в состоянии чего-либо воспринимать и понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Общение малыша с матерью и другими людьми не проходит бесследно. Он активно откликается на голос близких, осуществляющих уход за ним.
Публикация «Теоретические основы развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
К трем месяцам при восприятии голоса матери ребенок радостно возбуждается начинает улыбаться, перебирать ножками, гулить. К шести месяцам под влиянием общения со взрослыми у ребенка формируется лепет. Малыш учится координировать слух и собственное произнесение звуков, подстраивать произнесение звуков к тому, что он слышит от взрослого. В присутствии взрослого малыш гулит, всем поведением привлекая к себе внимание: звучащая речь вытесняет все остальные впечатления. Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни и продолжается в течение всей жизни человека.
Понимание речи маленьким человеком опирается на понимание предметных отношений, знания о назначении предметов, а также на понимание мимики и жестов взрослого, интонации речи.
Малыш не сразу может произносить слова взрослого языка. На протяжении всего дошкольного детства он осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства языка: темп, ритм, тембр. Методику речи (вопросительную, утвердительную, восклицательную интонации, повышение и понимание голоса). Всеми этими сложными умениями ребенок овладевает в общении со взрослым. Большое значение имеет целенаправленное организуемое взрослым ознакомление детей со звуковой стороной слова : его звуковым и слоговом составом, ударением.
Дошкольный возраст - период усиленного развития речи ребенка и формирования её звуковой стороны.
О необходимости развития звуковой стороны речи говорили ещё в 19 веке, тогда же возникает звуковой метод обучения детей.
Сущность метода в том, что дети при виде буквы должны были называть звук, который она обозначала, а не название буквы. Чисто, без постороннего призвука, произнося последовательно звуковые значения слов, дети автоматически получают слово. Это было шагом вперёд для того времени.
В 1861 году вышли книги Г. Д. Ушинского «Родное слово для детей младшего возраста. Год первый. Азбука и первая после азбуки книга для чтения» и «Родное слово. Книга для учащихся», в которой он говорит о важности ознакомления детей со звуковой стороной языка. Говоря о своей «методе» от звука к букве, Ушинский пишет, подчёркивая её развивающую роль : «Существенных правил и главных приёмов предлагаемой мною методы не много. Но многое должен был я говорить только для устранения тех, истинно уже хитрых искусственных приёмов, которые продолжают ещё у нас царствовать с полной силой. Это дело слишком испорчено, чтобы можно было несколькими словами поставить его на прямую дорогу. Вот почему должен я был приложить много объяснений, хотя метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста.
Вот она в главных чертах:
1. приучать глаз и руку дитяти к письму элементов букв;
2. приучать слух дитяти к отыскиванию отдельного звука в слове;
3. приучать язык дитяти к отчётливому произношению звуков;
4. приучать внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих;
5. приучать и глаз, и руку, и язык и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писаные и печатные.
Всё это вместе имеет целью упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте - развивать, укреплять, давать полезный навык, возбуждать самостоятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму (из книги Д. Б. Эльконина «Как учить детей читать»).
Анализируя эти работы К. Д. Ушинского, Д. Б. Эльконин пишет, что «за исключением первого пункта, во всех остальных указана необходимость развивать различные стороны восприятия звуковой стороны языка от самых элементарных (слышание и отыскивание отдельного звука в словах) до сложных (звуковой анализ слов, производимый в уме).
К. Д. Ушинский ввёл звуковой анализ как средство познания звуковой стороны языка и ознакомления с звуковым значением букв и складывания слов, следующего за разложением на звуки, поэтому его считают родоначальником аналитике - синтетического метода обучения чтению. Эльконин отмечает, что после Ушинского только известный методист русского языка И. Н. Шапошников последовательно настаивал на развитии речевого слуха. Шапошников писал:
«Если вся суть в умении слышать, различать звуки в речи, то это и должно стать первым, ближайшим, прямым заданием. Направить внимание детей на осознание ими звукового состава речи, несомненно, наиболее соответствует и духу новой школы, как школы исследования по преимуществу. Процесс распознавания, слышания звуков должен ставится так, чтобы он имел характер интересного для ребёнка исследования неведомого ему мира звуков, и, конечно, вестись в известной системе и с известными приёмами, обеспечивающими звуковой анализ речи».
Проанализировав различные методические направления Д. Б. Эльконин в своей работе «Как учить детей читать» подчёркивает, что «история методики со всей остротой поставила вопрос о необходимости знакомить детей со звуковой материей языка как основой обучения грамоте».
Предметом действий детей являются звуки, а не буквы (знаки звуковых значений). Путь здесь единственный - не от букв к их звуковым значениям, а от звуковых значений и их системы к буквам. Необходимость именно такого пути определяется двумя обстоятельствами: во-первых, буква является обобщённым звуком, во-вторых, в современных алфавитах буквы, как правило, имеют не одно, а несколько звуковых значений. (В русской письменности, например, большинство букв, обозначающих согласные, имеют два звуковых значения - твёрдых и мягких согласных). Говоря о важности изучения звуковой сторон языка, Эльконин подчёркивает, что пренебрежение звуковой стороной речи приводит к тому, что, приходя в школу, дети не знают вообще ничего о звуковом составе языка и отдельных слов, заменяют его буквенным составом.
Если такому ребёнку предложить определить различия слов, например: мал - мял,
он укажет на буквы а - я, а не на твё рдые и мягкие фонемы: м – м’. Если у такого ребёнка спросить, сколько звуков в слове юла, он ответит: три. «Неразличение звуковой системы языка и буквенной системы письма, звуков и букв отрицательно сказывается на всём дальнейшем изучении языка - его грамматики, стилистики, поэтики». Причина - смешение звуков и букв. «Это и заставляет нас обратиться к рассмотрению соотношений между фонемной системой языка и буквенной системой письма».
Отвечая на вопрос: «Что же такое чтение?» Эльконин пишет: «Чтение на начальном этапе формирования есть действие по воссозданию формы слова на основе его графической (буквенной) модели». Используя современную терминологию, письмо - это процесс кодирования устной речи путём перевода её в графическую (буквенную) знаковую модель, а чтение - процесс декодирования, т. е. переход от графической модели слова к его первоначальной устной звуковой форме.
Для читающего важна звуковая сторона языка, т. е. фонемы и их последовательность. Фонемы - основные звуки языка, выполняющие смыслоразличительную роль.
Своей работой «Как учить детей читать» Эльконин Д. Б. доказал важность обучения детей звуковому анализу слов.
Это добуквенный период, цель которого довести до сознания детей новый предмет - форму слова. Для этого Эльконин предлагал использовать звуковые модели. Период ознакомления детей со звуковым анализом должен занимать достаточно продолжительное время.
«Необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой) отмечает и Л. Е. Журова. Она подчёркивает, что знакомить детей со звуковой системой родного языка необходимо уже со средней группы детского сада, т. к. именно этот возраст обладает наиболее высокой языковой одарённостью. Журова обращает внимание на то, что в средней группе занятия должны быть направлены на развитие фонематического слуха, речевого внимания детей. Всё это является подготовкой детей к звуковому анализу слов. Она пишет: «В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением, письмом). Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая её сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей. Они получают знания об основных законах речи : речь состоит из слов; слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами. Дети узнают, что слова имеют протяжённость (длинные и короткие, они звучат, что слово линейно (звуки в нём идут друг за другом, звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).
В основу обучения детей средней группы положен принцип сопоставления звуков. Журова рекомендует: чтобы дети в играх, упражнениях попеременно называли то твёрдый, то мягкий согласный звук. В этой же группе дети учатся определять первый звук в слове, а также интонационно выделять любой согласный звук и учатся составлять предложения, используя «живую модель», т. е. беря на себя роль слова. В старшей группе работа усложняется. Главная задача - научить детей ориентироваться в звуковой системе языка, научить их проводить звуковой анализ слов, они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нём, для этого необходимо произнести слово с последовательным выделением каждого звука. Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать детям слово предметно, а для этого представляем детям звуковую структуру слова в виде модели. Работа над звуковым анализом слов продолжается в подготовительной группе более углублённо. Он является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание на этом этапе делается правильному определению звуков : «гласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться на более высоком уровне, чем это было принято раньше, с учетом возросших потенциальных, интеллектуальных и речевых возможностей детей.
Об этом пишет и Г. А. Тумакова. Она предлагает методы и приемы работы воспитателя по развитию у дошкольников фонематического слуха, формирование умения ориентироваться в звуковой стороне слова. Предлагаемые ею методические рекомендации, дидактические игры и упражнения важны для осуществления последовательной работы с детьми по овладению звуковой системы языка, его лексикой, грамматическим строем.
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка, он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического, и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом - его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т. п.)
Дошкольник действует с предметами, рассматривает их, рассказывает о них. Связывая слово с представлениями об определенном предмете, он учится сопоставлять, сравнивать качества, свойства с уже известными, передавать словесно все увиденное и пережитое. Общение со взрослыми организует его самостоятельную деятельность и чувственный опыт.
В процессе ознакомления с окружающим детям сообщаются наименования предметов. Они узнают, что каждый предмет обозначается названием (словом). Новые названия вводятся в систему уже известных слов, накопленных в детском опыте. Но, вслушиваясь в звуки речи, самостоятельно произнося их и интересуясь ими, ребенок еще не осознает звуковой состав слов, преднамеренно не задумывается над звуковым строением слова.
Процесс обследования звукового состава слова для ребенка дошкольного возраста сложен потому, что ему одновременно нужно установить, какие звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество. Устная речь ребенка к концу дошкольного возраста хорошо развита, но необходимо сформировать у него такие умения и навыки, которые помогли бы ему научиться анализировать звуковой материал. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте.
Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, взрослый целенаправленно должен руководить развитием его речевой деятельности.
Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи.
«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии», - подчеркивал Д. Б. Эльконин.
В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое лингвистическое отношение к речи, что является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической, монологической).
Правильное понимание ребенком терминов «звук», «слово» поможет ему в дальнейшем осознать и слоговой состав слова. Звучащее слово не только звуковой комплекс; но и слоговой. Звуки в слове при произношении взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются слова. Один слог в слове обязательно ударный. Формирование элементарного осознания фонетической структуры слова без слогового членения невозможно. Сочетание гласной и согласной букв является собой цельный графический элемент, в этом своеобразие русского языка, в котором в качестве единицы чтения и письма выступает именно слог. Чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова (без пропусков и перестановки букв, надо разделить слово на слоги, установить место, последовательность и взаимодействие звуков между собой в пределах слога.
Ударение не может существовать отдельно от слогов. Умение слышать ударный слог, выделять ударение в слове необходимо для подготовки детей к обучению письму, чтению, для усвоения языка в школе (например, правописания безударных гласных).
Слышание ударного слога необходимо детям и для правильного понимания и произнесения слов, которые различаются только ударением (полки-полки, стрелки-стрелки, что повышает общую культуру устной речи.
Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать знание слов.
В словарной работе важно не только увеличивать объем пассивного словаря, т. е. количество понимаемых ребенком слов, но и активизировать употребление ребенком как можно большего числа разнообразных слов в его собственной речи. При этом условии будет совершенствоваться умение полно и точно выражать свои мысли. Повысится эффективность речевого общения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гальперия П. Я. Психология как объективная наука. Под ред. А. И. Подольского /вступ. Ст. А. И. Подольского – М., Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-480с.
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961 г.
3. Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1976 г.
4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А. Г. - М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 38с.
5. Мухина B. C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. - М. : Институт практической психологии, 1998.-488с.
6. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М. И Лисиной; Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. -М. : Педагогика, 1985. -208 с.
7. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред. Ф. А. Сохина - M.,1984г.
8. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н. Н. Поддьякова. - М. : Педагогика, 1980. - 216с
9. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М., 1981 г.
10. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М. ,1991 г.
11. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001.-240 с.
12. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М., 1981г.
13. Эльконин Д. Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста. -М., 1964 г.