Батырова Валентина Александровна
Актуальность применения тренажёра «Крувер» в коррекционной работе учителя — логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.
Нарушения речи в последнее время стало все более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Если вовремя не устранить нарушения, то в дальнейшем могут возникнуть трудности общения с окружающими. Работа с детьми с ТНР имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются нарушения в двигательной сфере.
Публикация «Актуальность применения тренажёра „Крувер“ в коррекционной работе учителя — логопеда» размещена в разделах
У детей отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики;
– повышенная утомляемость или повышенная активность;
– нарушение координации;
Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Все это ставит перед педагогами необходимость поиска новых, эффективных приемов и методов коррекции речи, при применении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.
В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с детьми. Использование нейропсихологических игр и упражнений способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность педагогам вести более качественно коррекционную работу.
Одним из таких подходов в коррекционной деятельности учитедя - логопеда, является использование мини – тернажёра - нейроскакалки «Крувер».
Это современный вариант скакалки, которая не только тренирует мышцы ног и развивает чувства ритма, формирует межполушарные связи.
Нейроскакалка представляет собой ось со светящимся LED – колесом на конце и кольцом, которое нужно крутить на ноге, перепрыгивая через ось. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки.
Это перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроскакалки позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Этапы применения нейроскакалки «КРУВЕР».
Первый этап – подготовительный.
Ребёнку необходимо научиться ритмично выполнять перенос веса тела с одной ноги на другую, ставя ведущую ногу вперёд и делая шаг, при этом вторая нога сгибается в колене и поднимается. Затем в обратном порядке, выполняя возвратный шаг. Получается «качалочка» вперёд – назад.
После овладения серией «качалок» в среднем темпе, ребёнок одевает на ногу и застёгивает в районе щиколотки кольцо нейроскакалки. С помощью руки производит ходовое движение скакалки с последующим подключением прыжка через вращающуюся палку тренажёра. В дальнейшей ребёнок осваивает начало движения без посторонней помощи и ритмично выполняет движения.
В этот момент у детей дошкольного возраста с ТНР улучшаются процессы межполушарного взаимодействия.
Второй этап – целенаправленная работа над автоматизацией звукопроизношения, коррекции слоговой структуры слова и развития фонематического восприятия во время ритмичного движения ног и тренажёра.
Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Умение правильно воспроизводить двигательный ритм способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко – слоговым составом слов, интонацией, ударением.
Третий этап – проговаривание чистоговорок, чтение стихотворений, упражнения на развитие навыка словообразования и усвоения лексических тем (совместно с использованием нейроскакалки).
В процессе применения упражнений происходит активизация работы мозга, повышается его функциональность, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия. Следовательно, коррекционная деятельность проходит быстрее.
Метод прочитывания предложений с ритмичным движением ног благоприятно влияет на коррекцию заикания.
Выявляется положительная динамика в общем и речевом развитии детей. Дети становятся более уверенными, поведение более уравновешенным. Улучшается концентрация внимания и зрительно-моторная координация, скорость реакции, ловкость, пространственное представление.
Повышается самоконтроль в произнесении сложных автоматизируемых и дифференцируемых звуков, улучшается слухо - речевая память. Дети меньше путают и пропускать слоги в сложных словах, словарный запас увеличивается.
Вывод: использование нейроскакалки «КРУВЕР» на занятиях с учителем – логопедом имеет:
- эффективное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи;
- помогает оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.
Используемая литература.
1. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М. : Академия, 2018. 672 c.
2. Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова, Изд. Дом «Литера», 2021. 96 с.