Дарья Гренко
Активизация словаря детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на речь состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи ребенка.
Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька-сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова). Четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков.
Публикация «Активизация словаря детей 3–4 лет» размещена в разделах
Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.
У детей 3-4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже-замедленный) поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержании работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнение на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.
На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения.
Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.
Встает вопрос, каким образом лучше, понятней, интересней проводить работу с детьми?
Важным пунктом является пополнение игровой среды ребенка:
- это художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки, скороговорки;
- дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры;
- иллюстрации: предметные и сюжетные картины.
Всё это привлекает внимание детей.
В утренние и вечерние часы, на прогулках следует проводить различные игры и упражнения по формированию у детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, определяющие качества и свойства предметов, многозначные слова и т. д.
Игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры - все эти игры так же можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников.
В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называют одинаковые их части, признаки и отличительные особенности. Например, дидактическая игра : «Что лишнее?».
Обогащение и активизация словаря детей 3-4 лет происходит во время прогулки и экскурсии. В процессе наблюдения за животными, птицами, растениями, насекомыми и людьми дети. Дети знакомятся с понятием живой - неживой природы.
Словарная работа с детьми, предполагает освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. В дошкольном возрасте целесообразно формировать такие родовые понятия, как мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при этом особо значимым становится умение самостоятельно находить существенные признаки, обобщать и выражать результат обобщение в речи.
Игровая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.
Читаем с ребёнком!
Читая вслух дошкольнику, обязательно обращайте внимание на следующие моменты:
чётко и ясно произносите слова, соблюдая правильную постановку ударений и артикуляцию
обязательно поясняйте значения незнакомых слов, встречающихся в тексте, обращайте внимание на их произношение, в случае необходимости, на следующий день повторите новые слова, попросив ребёнка пояснить их значения
чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги.
привив у ребёнка любовь к чтению, вы не только обеспечите качественный источник пополнения его словарного запаса, но и поспособствуете развитию навыков грамотного письма.
Это будет обусловлено работой зрительной памяти – зачастую много читающие дети пишут грамотно, не утруждая себя знанием орфограмм. Они просто «фотографируют» верное написание слова, оставляют в зрительной памяти его правильный вариант.