МААМ-картинки

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП

Юлия Недоборенко
Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.

1. Характеристика детей с детским церебральным параличом

Детский церебральный паралич — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Публикация «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» размещена в разделах

При детском церебральном параличе имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений могут быть разные: инфекционные заболевания, особенно вирусной этиологии, различные интоксикации и травмы во время беременности, хронические заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови др. Предрасполагающими условиями могут быть недоношенность и переношенность, а также генетические факторы.

В более редких случаях причинами детского церебрального паралича может быть акушерский травматизм в результате нарушений родовой деятельности у матери, затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки, что приводит к недостатку кислорода в центральной нервной системе ребенка и повреждению в связи с этим нервных клеток головного мозга.

Поражение двигательной сферы при детском церебральном параличе может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений. В других случаях, при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии (неумение выполнить целенаправленные практические действия, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания.

Двигательные расстройства сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы.

У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием может формироваться функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Независимо от степени двигательных расстройств у детей могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, наблюдается снижение интеллекта, судорожный сидром и нарушения зрения, снижение слуха.

2. Особенности речевого развития детей с ДЦП.

Особое место в клинике детского церебрального паралича занимают расстройства речи.

Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.

Реже, чем дизартрия, у детей с церебральным параличом встречается системное недоразвитие речи (алалия).

Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.

Нарушения артикуляционной моторики при детском церебральном параличе не только затрудняют формирование произносительной речи ребенка, но и вторично нередко вызывают нарушение фонематического восприятия. Это может вызывать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.

Специфические нарушения речевых кинестезии при детском церебральном параличе препятствуют формированию слухо-двигательно-кинестетических связей, что затрудняет процесс письма. Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие артикуляционных навыков, фонематического восприятия и анализа.

Для детей с церебральным параличом характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка.

Лексико-семантические и грамматические нарушения у младших школьников с церебральным параличом были изучены Л. Б. Халиловой (1984, 1991).

Установлено, что дети:

не знают значения многих слов;

заменяют значение одного слова значением другого, совпадающим с ним по звучанию;

смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависимости;

иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла;

затрудняются в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова;

крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения;

количественные нарушения проявляются в ограниченном словарном запасе, в более медленном темпе его формирования.

Характерные нарушения лексики у детей с церебральным параличом обусловлены спецификой самого заболевания. В силу двигательных нарушений, ограниченности социальных контактов активное познание ребенком окружающего мира ограничено. Знания и представления о предметах и явлениях окружающей действительности у детей неполные и не систематизированные, а порой и ошибочные.

3. Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию словаря у детей с ДЦП.

Важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях.

Восприятие необходимо развивать в повседневной жизни путем специальной организации разных видов деятельности, в которых ребенка учат смотреть, наблюдать, слушать, т. е. осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, а главное, развивает у детей обобщенный способ умственной деятельности.

Спецификой работы по развитию лексики является сочетание коррекционных мероприятий по совершенствованию восприятия и представлений с словесным обозначением предметов и явлений окружающей действительности.

Слова, обозначающие элементарные понятия, вводятся на основе обучения различению и обобщению предметов по существенным признакам.

Детей с первым уровнем речевого развития обучают понимать и произносить названия окружающих предметов и действий с ними, различать и называть части предметов (части лица и тела человека; части у предметов обихода, игрушек; карман у платья, колеса у машины и т. д.).

При втором уровне речевого развития у детей уточняют и пополняют словарь названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту, учат их понимать и называть слова, обозначающие предметы обихода (посуда, мебель, одежда, игрушки). Одновременно уточняют и дифференцируют восприятия и представления ребенка, знакомят с особенностями предметов, их назначением, учат вычленять и обозначать словесно (или понимать словесное обозначение при выраженном недоразвитии речи) качества и свойства предметов.

При третьем уровне речевого развития содержание словарной работы расширяется : наряду с развитием понимания и введения в активный словарь ребенка названий окружающих его предметов (предметов обихода, продуктов питания, овощей, фруктов и др.) его учат ориентироваться в пространстве (вперед, назад, далеко, близко, развивают временные представления (утро, вечер, сначала, потом и т. д.) с использованием соответствующего словаря.

На специальных занятиях детей учат различать сходные предметы по существенным признакам и обозначать их словом (например, у грузовой машины — кузов в отличие от легковой и т. п., группировать предметы по одному существенному признаку — по назначению.

Работа по формированию словаря производится поэтапно.

На первом этапе осуществляется первичное ознакомление детей с предметами, их изображениями и действиями с ними. Используется ряд методических приемов, способствующих привлечению и организации внимания ребенка: неожиданное появление и исчезновение предмета, его движение, а главное — действия самого ребенка с предметом. Как только ребенок сосредоточивает внимание на предмете или действии, логопед называет их.

Полезно создавать поисковые ситуации, задавая ребенку вопросы: «Где кукла?», «Где машина?» и т. д. Как только ребенок начинает активно искать предмет, логопед показывает и называет его. Таким путем постепенно слово связывается с самим предметом. Важно стимулировать ребенка к повторению слов при появлении и исчезновении предметов.

На втором этапе работы осуществляется более углубленное ознакомление детей с предметами, их качествами и свойствами. У ребенка развивают целостное представление о предметах, понимание взаимосвязи назначения предмета с его строением, осознание частей и целого предмета.

4. Структура игры. Виды игр.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического; умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.

В игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Часто применяются театрализованные игры – разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное. В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.

Можно выделить следующие виды дидактических игр :

игры – путешествия,

игры – поручения,

игры – предположения,

игры – загадки,

игры – беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

дидактическая задача;

игровая задача;

игровые действия;

правила игры;

результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры, их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение.

5. Методические рекомендации к проведению речевых игр и упражнений.

Обогащение словарного запаса, уточнение понимания значений слов – важная часть логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП.

Разрабатывая игру или упражнение, педагог планирует цели, средства достижения результата, методы и приемы работы, наглядность, исходя из реальных возможностей каждого ребенка, уровня его развития на момент обучения, с учетом зоны ближайшего развития.

Основные подходы к разработке игр и упражнений:

1. Системность. Коррекция и развитие всех компонентов речи осуществляется в системе. Логопед исправляет дефекты звукопроизношения ребенка, работает над развитием фонематических процессов, развивает у детей навыки правильного словообразования и словоизменения.

2. Принцип обходного пути. Принцип обходного пути заключается в развитии компенсаторных процессов в обход пострадавшего звена. Нарушенные функции компенсируются за счет сохранных, их активного развития. При обучении дошкольников с ДЦП важно развивать скоординированную систему межанализаторных связей, опираясь на все анализаторы, включая двигательно – кинестетический.

3. Комплексный и индивидуальный подход. Обучение ребенка с ДЦП осуществляется в комплексе с лечебно - оздоровительной работой. При проведении дидактических игр важно использовать здоровьесберегающие технологии.

Педагог (логопед, воспитатель, дефектолог) подбирает необходимые для занятия дидактические игры и применяет их с учетом двигательных и психических возможностей детей, обращая особое внимание на нарушения зрительно - моторной координации, пространственные нарушения, а также на состояние здоровья и эмоциональное состояние каждого ребенка.

Формируя и развивая речевые навыки, необходимо одновременно стремиться воздействовать на моторную, сенсомоторную, личностную сферы.

Участие в игре, выполнение детьми игровых и предметных действий осуществляется различными способами в зависимости от состояния движения:

пассивно-активные действия; при понимании ребенком функционального назначения всех предметов и игрушек, темы и сюжета игры. При этом оказывается помощь в захватывании и удерживании игрушки, направленному движению с ней;

включение ребенка в игру, лишь при условии правильного планирования игровых действий, сопровождая их речью, если ни самостоятельно, ни с помощью не может выполнить действий с предметами;

включение ребенка в игру, лишь при условии правильного планирования игровых действий, сопровождая их речью, если ни самостоятельно, ни с помощью не может выполнить действий с предметами;

самостоятельное осуществление игровых действий с их планированием, оценкой под руководством взрослых.

При проведении игр с детьми с ДЦП необходимо, учитывать возраст, соответствующий развитию психики и моторики ребенка. Принимать во внимание его заинтересованность, желание играть.

Требования к проведению игр и упражнений:

не требовать от ребенка чрезморных усилий, так как при выполнении упражнений (общеразвивающих, артикуляционных, дыхательных, голосовых, при проведении пальчиковой гимнастики). .

оборудование должно быть безопасным, мебель – хорошо закрепленной;

при проведении занятия широко использовать наглядность (игрушки, пособия, картинки, лото) для того, чтобы повысить интерес к выполнению заданий и создать необходимый контакт.

Коррекция и развитие пассивного и активного словаря у детей с ДЦП имеет свои особенности.

При обследовании предметов на ощупь подключают пострадавший двигательно – кинестетический анализатор, стимулируя его. Обучая ребенка алгоритму обследования предмета, логопед может использовать таблицы, схемы, помогающие ребенку усвоить порядок и способы обследования.

Дошкольников учат понимать оттенки значений одновременно с сопоставлением предметов и явлений по различным признакам, нахождением сходств и различий. Обогащая словарь, дети одновременно закрепляют сенсорные эталоны, развивают тактильные ощущения.

При проведении игры дошкольников учат ориентироваться в макро - и микропространстве, на плоскости. Формируя и развивая представления о базовых направлениях, проводят игры и упражнения на развитие глазомера (определение удаленности предметов от себя, друг от друга) и употребление качественных наречий и наречий места (вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко). Параллельно с развитием навыков ориентирования во времени и пространстве проводится работа над развитием понимания значения предлогов и правильного употребления их в речи.

При отборе материала для игр и упражнений важно найти такие приемы, которые помогли бы не просто механически запомнить ту или иную грамматическую форму, а освоить правила словоизменения в практическом плане. Производя различные действия с предметами, дети могут упражняться в употреблении какой - либо трудной грамматической формы, следуя образцу, предложенному логопедом.

Особенностью детей с ДЦП является рассогласованность движений глаз и рук, нарушение общей координации движений и мелкой моторики. В связи с этим важной частью логопедической работы является коррекция речи в сочетании с развитием глазодвигательных функций, зрительно - моторной координации, мелкой моторики.

Например, предлагая ребенку узнать предмет по его тени, логопед стимулирует употребление притяжательных прилагательных (заячья тень, лисья тень). Находя в «замаскированном» рисунке спрятанных в лесу животных, ребенок не только называет их, обобщает по набору признаков, учится правильно употреблять предлоги, но и считает зайцев, ежей, согласовывая существительные с числительными, старается употреблять существительные в косвенных падежах, опираясь на вопросы логопеда (Кого ты увидел? Кто где спрятался? Кто откуда выглядывает). В процессе выполнения заданий детьми решаются не только определенные речевые задачи, но и развиваются произвольное внимание и зрительное восприятие.

В качестве приемов, направленных на развитие зрительно - моторной координации, можно использовать лабиринты, обведение трафаретов, шаблонов, рисование по точкам, пунктирным линиям, различные штриховки.

Полезно выполнение таких заданий, как «Найди и соедини», «Проведи дорожку». Предлагая задание ребенку, логопед продумывает игровую ситуацию и речевую задачу. Например, проводя пальцем по линиям лабиринта, ребенок «выводит из леса» заблудившегося сказочного персонажа, спасая его от опасностей и, комментируя свои действия, одновременно учится правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, согласовывать числительные с существительными, употреблять существительные в нужном падеже, закрепляет навыки употребления предлогов и предложно - падежных форм. Выполняя задание «Найди и соедини», малыш находит и соединяет карандашом маму и детеныша (птенца, животное с кормом, жилищем, предмет с человеком определенной профессии и т. д.

При ответах на тщательно продуманные вопросы педагога (Кто с кем гуляет? Кто от кого убежал? Кто кого ищет? Кем гордится мама? Кто чем питается? Кто кого боится? Кому это нужно) и выполнении графических упражнений у детей развиваются речевые навыки, произвольное внимание, зрительно - моторная координация, умение правильно держать карандаш, графические навыки, и, что немаловажно, поддерживается интерес к выполнению задания.

Для решения вышеперечисленных задач используются разнообразные инновационные технологии: пескотерапия, биэнергопластика, сказкотерапия, галотерапия, ароматерапия, мнемотехника, психогимнастика, плантарный массаж, игры с водой и природным материалом и другие.

Весьма полезной для детей с ДЦП является игра «Пальчиковый бассейн». В емкости, наполненной песком, фасолью или горохом, ребенок по заданию логопеда находит предметы различной величины, формы, фактуры, ощупывает их пальцами и результаты обследования отражает в слове. В зависимости от поставленных логопедом задач ребенку даются различные задания, например: «Узнай и посчитай предметы», «Какой по величине?», «Какой по форме?», «Определи на ощупь и назови слова - признаки», «Назови части», «Скажи ласково», «Сравни» и т. д.

Творческий подход логопеда позволяет решать различные речевые задачи при использовании прищепок. В зависимости от поставленных вопросов дети закрепляют сенсорные эталоны и качественные прилагательные - названия цвета, учатся согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже, закрепляют понятия «первый - последний», названия пальцев и т. д. (Какую прищепку я прицепила? Посчитай прищепки. Посчитай красные прищепки. Какого цвета первая прищепка? Какого цвета последняя прищепка? На каком пальце синяя прищепка)

Список литературы:

1. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. -М., 2001.

2. Гаврилушкина О. П. Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М. : Просвещение, 1985.

3. Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. -М. ,1993.

4. Кузнецова Г. В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. -М. ,1998.

5. Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2001.

6. Пичугина Н. П. Продуктивная деятельность в детском саду // Молодой ученый. — 2016.

7. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. - М., 2001.

Публикации по теме:

Формирование словаря у детей дошкольного возраста "Формирование словаря у детей дошкольного возраста". Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во.

Система работы по развитию словаря у детей при использовании дидактических игр с математическим содержанием «Система работы по развитию словаря у детей при использовании дидактических игр с математическим содержанием» «Научить ребёнка говорить.

Активизация словаря детей младшей возрастной группы В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение.

Игры «Друдлы» как средство обогащения словаря детей «Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку,.

Картотека игр для развития активного словаря детей раннего возраста «Какая это машина?» 2-3 года Цель: Продолжать закреплять в активной речи названия видов транспорта (грузовая машина, легковая машина, автобус,.

Конспект интегрированного занятия по активизации словаря детей по теме «Посуда» Конспект интегрированного занятия по активизации словаря детей по теме «Посуда». Тема: активизации словаря детей по теме «Посуда». Оборудование.

Проект «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей» Проект: «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей» Педагогический проект Воспитателя МБДОУ №40 Завориной.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность исследования определяется тем, что формирование словаря детей является необходимым условием успешного.

Рекомендации для родителей «Обогащение словаря детей» Рекомендации для родителей «Обогащаем словарь детей». Развивая речь двух- трехлетнего ребенка, мы заботимся не только о том, чтобы малыш.

Современные технологии в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста Современные технологии в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста. Серкиза Тамара Леонидовна апрель 2019 Речь ребенка формируется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП
Опубликовано: 18 августа 2019 в 22:03
+161Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Недоборенко (УИ 394606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД