Венера Сайфулина
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптивная образовательная программа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья комбинированного дошкольного образовательного учреждения МДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 6 «Родничок»р. п. Межозерный (далее АОП ДО) разработана в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, Челябинской области и уставом Образовательного учреждения. Нормативно-правовой и документальной основой Образовательной программы содержания коррекционной работы основной образовательной программы дошкольного образования является :
Публикация «Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, Пояснительная записка» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Федеральный уровень:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2
• Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6
• Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19
• Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
• Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)
• Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5
• Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
• Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13 (от 15.05.2013г. №26) • Типовое положение о специальном коррекционно-образовательном учреждении. Положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 С изменениями и дополнениями от: 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г
• Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "О направлении методического письма "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
• Письмо Министерства образования РФ №27/901-6 от 27.03.2000г «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
• Письмо Министерства образования и науки от 18 апреля 2008г. N АФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
• Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. N 30384).
• Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" Опубликовано 24 сентября 2008 г.
Региональный уровень:
• Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15 августа 2008 г. № 04-4240 «О рекомендациях по созданию условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и …»
• Постановление Правительства Челябинской области от 27.09.2012 № 5204-П «Об областной целевой Программе развития образования в Челябинской области на 2013-2015 годы»
• Постановление Правительства Челябинской области от 30.10.12 № 600-П «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Челябинской области на 2013-2017 годы»
• Постановление Губернатора Челябинской области от 27.09.2007 № 309 «О воспитании и обучении детей-инвалидов»
• Закон Челябинской области от 27.09.2007 №201-30 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому, в дошкольных …» Муниципальный уровень: Локальный уровень:
• Приказы: o «О работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ; o «Об организации коррекционно-развивающих занятий/группы для детей с нарушениями в развитии ОВЗ и детей – инвалидов на 2017-20120г. г.»;
o «Об утверждение списка детей в группу ОДА на учебный год» и др.
• Положения: o Положение о психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУи др.
• Договор о сотрудничестве дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и детей – инвалидов.
• Расписание:
• индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ. • Режим дня: • компенсирующих/комбинированных групп. Образовательное учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 09.09.2015 рег. № 11674, серия 74II 01№ 000 3934, лицензию на осуществление медицинской деятельности от 16.02.2016 № ЛО -74-01-003482, серия ЛО- № 0007257.
На период 2017-2018 учебного года в ДОУ планируется работа с инвалидом (1 ребенок группы №6 «смешарики»)комбинированной направленности ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
Адаптивная образовательная программа ДОУ разработана в соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и направлена на реализацию запросов и потребностей участников образовательного процесса (ребенок-педагог-родитель).
Адаптированная образовательная программа ДОУ разработана на основе:
1)Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой);
2) Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. :МОЗАИКАСИНТЕЗ,2014.
3) Коррекционные программы : - «Программа воспитания и обучения детей с ДЦП» (1,2,3 годы обучения) Симоновой Н. В. ,
4) Дополнительные программы : - З. И. Береснева «Здоровый малыш» программа оздоровления детей в ДОУ. - П. А. Павлова, И. В. Горбунова «Расти здоровым, малыш!» программа оздоровления детей раннего возраста. - Т. А. Тарасова, Л. С. Власова.
Пособие «Я и мое здоровье». - Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. «Школа здорового человека» (Программа для ДОУ). – М. С. Анисимова,Т. В. Хабарова «Двигательная деятельность детей младшего и среднего возраста» и «Двигательная деятельность детей старшего и подготовительного возраста» программа и программные требования. - «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Стеркиной Р. Б., Князевой О. Л., Авдеевой Н. Н. 1998 г.
Адаптивная образовательная программа ДОУ нацелена на разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области в соответствии с ФГОС ДО. Образовательное учреждение обеспечивает ознакомление воспитанников и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса
• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в Образовательном учреждении;
• с их правами и обязанностями вчасти формирования и реализации Образовательной программы, установленными законодательством Российской Федерации и уставом Образовательного учреждения. Права и обязанности родителей (законных представителей) воспитанников в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми Адаптированной образовательной программы ДОУ, закрепляются в заключенном между ними и Образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения Адаптированной образовательной программы ДОУ.
1.1.1. Цель и задачи деятельности АОП ДО по реализации ООП ДО
Цель программы - формирование системного подхода к обеспечению условий для развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении дошкольной образовательной программы и социализации в обществе.
Задачи программы :
— выявлять особые воспитательные и образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и с нарушениями речи, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
— осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-медико - педагогическую помощь детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-медико - педагогическими рекомендациями);
— обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной программы на доступном им уровне, их интеграцию в МДОУ и социализацию в обществе.
— создать условия, способствующие освоению детьми с особыми образовательными потребностями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении : укрепление материально – технической базы ДОУ; обеспечение физического и психического благополучия; организация сбалансирования питания дошкольников; повышение квалификации кадров ДОУ.
- осуществить взаимодействия педагогов, медицинских работников и семьи на основе педагогики сотрудничества.
- оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют следующие критерии:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.