Ветчинкина Галина
Программа комплексного сопровождения детей-инвалидов группы кратковременной реабилитации «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема реабилитации, т. е. восстановления лиц, жизнедеятельность которых связана с их физическими, психическими, культурными, правовыми, социальными ограничениями. В последнее время остается стабильно высоким количество детей-инвалидов, которые имеют нарушения развития в одной или нескольких сферах (когнитивной, двигательной, эмоционально – волевой, личностной).Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости, у него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Инвалидность у детей это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Детская инвалидность определяет особую значимость процесса реабилитации и предусматривает обязательное получение каждому ребенку необходимой своевременной помощи.
Публикация «Программа комплексного сопровождения детей-инвалидов группы кратковременной реабилитации „Мы вместе“» размещена в разделах
Комплексное сопровождение детей-инвалидов, посещающих группу кратковременной реабилитации, осуществляется на основе нормативно-правовых документов: «Конвенции по правам ребенка», ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г., ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.08.1998г., Устава и локальных актов учреждения.
Целью программы «Мы вместе» является создание условий для познавательно-речевого и социально-эмоционального развития ребенка-инвалида с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей.
Задачи:
формировать у детей-инвалидов навыки взаимодействия и коммуникации;
стимулировать познавательные процессы;
способствовать коррекции имеющихся нарушений и предупреждению возникновения вторичных отклонений в развитии;
развивать речь и мелкую моторику;
снижать негативный психоэмоциональный фон;
оптимизировать адаптационные резервы;
активизировать деятельность сохранных анализаторов.
Актуальность программы в том, что она оптимально сочетает координационное взаимодействие всех участников реабилитационного процесса. Комплексная дифференцированная помощь детям-инвалидам обеспечивается через использование в реабилитационном процессе специальных методов и приемов, создание благоприятных условий для познавательного, речевого и психического развития детей, что в конечном итоге будет способствовать их более успешной адаптации и интеграции в общество.
Реабилитация и абилитация детей-инвалидов реализуется на основе:
ИПР - индивидуальной программы реабилитации ребенка, разработанной МСЭ;
рекомендаций ЦМППК.
Дети посещают группу кратковременной реабилитации месяц один раз в полугодие, в течение этого срока они индивидуально занимаются со специалистами: учителем-дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом. При поступлении ребенка на реабилитацию каждый специалист проводит диагностическое обследование. Коррекционно-развивающие занятия проходят 2 раза в неделю, длительность занятий 20 - 30 минут в зависимости от возраста и психофизических особенностей ребенка.
Продолжение. Принципы и подходы к реализации программы группы кратковременной реабилитации «Мы вместе». Содержание
Принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании "зоны ближайшего развития".
Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений.
Принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития, применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями.
Принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности.
Деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения, с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой вызревают психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа комплексного сопровождения детей-инвалидов
группы кратковременной реабилитации состоит из следующих направлений:
логопедическая реабилитация;
педагогическая реабилитация;
психологическая реабилитация.
Логопедическая реабилитация
Логопедическая реабилитация детей-инвалидов - создание системы оптимальных условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию их речи с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка.
Педагогическая реабилитация
Цель: выявление особенностей развития каждого ребенка, определение его способности к обучению, коррекция недостатков познавательного развития.
Задачи:
- повышение познавательной активности;
- расширение кругозора детей и формирование целостной картины мира;
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие речи и коммуникативных навыков;
- развитие произвольных психических функций внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
- развитие ведущего вида деятельности (дошкольники – игровая деятельность, школьники – учебная).
Первичное дефектологическое обследование проводится при поступлении детей-инвалидов в группу кратковременной реабилитации – см. Приложение №2.
Нарушения познавательного развития
У большинства детей-инвалидов отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Сниженный уровень познавательного развития ребенка обоснован недостаточностью развития всех психических процессов. Поэтому коррекционная деятельность учителя-дефектолога направлена на повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления с учетом психофизических особенностей каждого ребенка.
Психологическая реабилитация
Многие дети-инвалиды имеют бедный запас общих знаний, отставание в развитии памяти, внимания, мышления и речи. Для них характерны медленный темп деятельности, высокая утомляемость, нарушения в процессах переработки, структурирования и сохранения информации. Также у них наблюдается общая моторная неловкость, трудности при координировании речи с движением, трудности при выполнении точных движений и работе с мелкими предметами (мозаика, бусы, палочки, шнуровки). Дети не умеют контролировать свою деятельность и поведение без помощи взрослых. Деятельность педагога-психолога направлена на психопрофилактику, психодиагностику, психокоррекцию с учетом индивидуальных потребностей ребенка, психологическое консультирование детей-инвалидов и членов их семей.
Цель: комплексное развитие и психокоррекция когнитивной, эмоционально-волевой, двигательной и личностной сфер детей-инвалидов.
Задачи:
- расширение общей и социальной осведомленности, развитие любознательности и познавательной активности;
- формирование компонентов произвольной регуляции (умения действовать по инструкции, по образцу, произвольности психических процессов;
-социально-личностное развитие, направленное на повышение уверенности в себе;
-развитие и совершенствование коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие моторной координации.
Психологическое обследование педагог-психолог проводит при поступлении ребенка-инвалида в группу кратковременной реабилитации.