Анна Бруль
Адаптированная образовательная программа
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 79"
ИНН 2465285306 КПП 246501001 ОГРН 1132468003678
660022, г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, 6"а"
т.. (8-391) 212-58-79, 212-58-69 e-mail : mbdou79@bk.ru
ПРИНЯТО: ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
На педагогическом совете на заседании ПМПк приказом заведующего
протокол № ___ протокол № ___ № ___
от ___ 2016 год от ___ 2016 год от ___ 2016 год
Публикация «Адаптированная образовательная программа» размещена в разделах
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
Ф. И. О.
(II младшая группа)
Срок реализации 01.09.2016 – 31.05.2017г.
СОГЛАСОВАНО:
Родитель:
___
___ 2016 год
Разработана:
Старший воспитатель: Бруль А. А.
Воспитатель: Пятницкая А. В.
Ведущий специалист:
Педагог-психолог: Черновская Е. В.
Красноярск, 2016 г.
Содержание
I.Целевой раздел
3
1. 1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ 3
1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы 7
1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы 7
1.2. Планируемые результаты освоения Программы 8
II.Содержательный раздел
11
2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)
11
2.2. Описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности (коррекционный компонент)
12
2.2.1. Индивидуальная программа работы педагога-психолога 12
2.3. Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию адаптированной образовательной программы
13
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка (воспитательный компонент) 15
2.5. Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ 15
2.6. Формы контроля освоения ребёнком с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)
16
III.Организационный раздел
17
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 17
3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы 18
3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 19
3.2.2. Описание кадровых условий реализации Программы 19
3.3. Финансовые условия реализации Программы 19
3.4. Расписание занятий. 19
3.5. Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия 20
IV.Дополнительный раздел
20
4.1. Приложение №1 Словарь по лексическим значениям 20
4.2. Приложение №2 Выписка из медицинской карты амбулаторного больного 23
I.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа предназначена для воспитанницы средней группы «Ягодки» МБДОУ № 79.
Срок реализации программы 01.09.2016-31.05.2017.
Девочка добрая, неконфликтная, не усидчива, не доводит дело до конца. В основном предпочитает игры с куклами, проявляет интерес к играм двигательным: покатать машину. Преобладают индивидуальные игры, иногда партнёром по игре выбирает одного ребёнка, чей замысел совпадает с её замыслом.
Индивидуальные трудовые поручения выполнять не любит (лениться). Выполняет только коллективные поручения и то с неохотой. На замечания и требования реагирует по-разному: может их выполнить, может и отказать. Очень не любит когда ее отвлекают от игры.
Речь у ребенка невнятная, сама осознает, что разговаривает не так как все ребята, поэтому встречая непонимание, замолкает и отходит в сторону. В связи с неполноценным слухом наблюдается изменения хода общего развития, ограниченный запас слов, дефекты произношения, неполноценное усвоение звукового состава слова, ограниченное понимание устной речи, неправильное усвоение и употребление слов.
Слабо слышит и понимает в основном обрывки фраз, а не все предложение. В связи с этим недополучает важную часть информации об окружающем мире, отстает в знаниях от своих сверстников.
С охотой играет в настольные игры, в которых принимает участия взрослый. Ребёнок очень сильно любит, когда на него обращают внимание взрослые, когда его хвалят.
Любит гулять, одевается медленно, не всегда самостоятельно, требуется помощь взрослого при застёгивании молний и пуговиц. На прогулке любит играть в подвижные игры, особенно если в них нужно много бегать.
Засыпает медленно, сон спокойный и продолжительный, просыпается тяжело. Культурно – гигиенические навыки самообслуживания развиты в соответствии с возрастом. Аппетит удовлетворительный.
Заключение ПМПК по Центральному району города Красноярска по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования у ребенка выявлены следующие особенности препятствующие получению образования без создания специальных условий: Двустороняя сенсоневральная глухота; задержка речевого развития.
Рекомендовано:
Обучение и воспитание в образовательной организации в очной форме по образовательной программе дошкольного образования в группе (совместно с другими детьми, компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
Индивидуальные и групповые занятия с логопедом по формированию всех сторон речи, массаж органов артикуляции, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики. Фонетическая ритмика.
В процессе занятий ребенок должен находиться около воспитателя на расстоянии не более 5 метров.
Наблюдение врача-сурдолога, согласно рекомендациям.
Занятия (индивидуальные/групповые) с психологом для успешной адаптации к новым условиям для получения образования. Сопровождение консилиумом образовательной организации.
Общее количество занятий определяется решением ПМП консилиума.
Контроль усвоения программы обучения решением консилиума образовательной организации 2 раза в год при необходимости повторная ПМПКомиссия.
Кохлеарный имплант MEDEL Opus 2 Conserto.
Индивидуальная программа на ребенка составлена в соответствии с решением психолого-педагогического консилиума МБДОУ № 79 и принята к реализации с 1 сентября 2016 г.
Основанием для составления и реализации индивидуально-коррекционно-развивающей программы являются комплексные нарушения развития, ведущие к вторичным отклонениям, препятствующим освоению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для детей дошкольного возраста.
Программа регулирует выбор и реализацию направлений деятельности коррекционной работы, взаимодействия специалистов по их реализации. Программа предусматривает коррекционно-развивающую деятельность педагога-психолога, воспитателя. Программа построена с учетом актуального уровня психофизического развития воспитанника.
В рамках проведённой психолого-педагогической диагностики выявлены следующие результаты освоения образовательной программы :
Область Актуальное состояние
Физическое развитие Ходьба. Не умеет ходить по подражанию воспитателю и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов. Не умеет ходить друг за другом вдоль каната за воспитателем; по широкой дорожке с опущенными руками.
Бег. Не умеет бегать по подражанию воспитателю и самостоятельно с использованием звуковых сигналов стайкой за воспитателем; группой за воспитателем; группой вдоль зала к воспитателю;
Прыжки. Неумеет прыгать по подражанию воспитателю и со страховкой. Не спрыгивает с доски, приподнятой над полом на 5 — 10 см.
Художест-венно-эстетическое развитие Знает свойства пластилина, действует по подражанию за воспитателем: - делит на части и соединяет в один кусок. Глобально не воспринимает основные инструкции: смотри, дай, возьми. Знает предназначение клеенки для лепки, умеет ей пользоваться. Не может самостоятельно слепить конфетку - палочку, шар, снежную бабу.
Рисование
Знает предметы, используемые на рисовании, знает их назначение, но не обозначает их словом. Не может обозначить их табличкой.
Глобально не воспринимает основные инструкции: смотри, дай, возьми, но воспринимает при помощи естественных жестов.
По подражанию за воспитателем, на готовом эскизе выполняет: прямые линии соотносит цвета, не ориентируется на листе бумаги.
Соотносит нарисованные воспитателем предметы с реальными предметами.
Аппликация
Знает оборудование для аппликации. Не может обозначить табличками.
Знает правила пользования оборудованием. По подражанию выполняет: - приемы намазывания и приклеивания готовых деталей, но не может самостоятельно располагать их на листе бумаги.
Конструирование
Действует по подражанию за воспитателем.
Владеет приемом накладывания.
Музыка
Проявляет слабый интерес к звукам, затрудняется действовать под звуки музыкального инструмента (пианино). Воспринимает звуки музыки слухо – зрительно. Пытается извлекать звуки из музыкально-шумовых инструментов только с помощью взрослого. Музыкально - ритмические движения выполняет только по показу взрослого с трудом. Голосом пользоваться не умеет.
Речевое развитие Коммуникация.
Способы общения: естественные жесты (указательные, сопровождающиеся голосовой реакцией (сумбурное воспроизведение отдельных звуков). Речь состоит из отдельных неясных вокализаций, отдельных единичных слов - по побуждению (мама, папа). Эффективность коммуникации низкая. Контакт поверхностный, избирательный.
Характеристика голоса и дыхания. Дыхание смешанное, голос тихий, речь не понятна окружающим.
Характеристика произношения.
Произношение большинства звуков не сформировано. Гласные звуки: [а], [у], [о] и согласные [п], [б], [м], ребенок произносит сопряжено, подражая взрослому. Звуки не автоматизированы, воспроизводятся с тактильно-вибрационным контролем, нестабильно, требуется уточнение и автоматизация имеющихся в речи звуков.
Языковая система.
Активный словарь крайне ограничен, состоит из звукоподражаний по побуждению. Существительные в речи ребенка: мама, папа (по побуждению). Глаголы, прилагательные, наречия и предлоги в речи отсутствуют.
Навыки чтения и письма: отсутствуют. Буквы не знает.
Социально-коммуника-тивное развитие
Произвольное поведение за столом. Ест самостоятельно, но не аккуратно.
Снимает и надевает одежду в правильной последовательности.
Правильно пользуется туалетной комнатой.
Не принимает участие в посильной трудовой деятельности
Познава-
тельное развитие Дом, двор, сад, площадка, помещения детского сада:
Не называет окружающие предметы
Не называет увиденные действия
Не читает таблички: группа, спальня, и т. д.
Овощи и фрукты
- затрудняется различать по вкусу, запаху, цвету, форме
Не соотносит натуральный предмет, табличку и картинку
- частично называет
- не может сказать, где растет, где купили
Обувь и одежда
различает домашнюю, уличную и праздничную
не соотносит натуральный предмет, табличку и картинку
не называет образцы
не знает, как ухаживать за одеждой, обувью
не употребляет короткие фразы (мама купила, красивое платье и т. д.)
Мебель и посуда
знает способы использования мебели, посуды
не соотносит натуральный предмет, табличку и картинку
не называет образцы
Город и улица
Не называет наблюдаемые объекты
- понимает устные сообщения (вот улица, машина едет и т. д.)
Животные
частично называет животных
частично называет выполняемые ими действия
не знает, кто, где живет
не знает, кто, чем питается
Растения
Не знает названия окружающих растений
частично знает способы ухода за ними
Профессии
не знает названия профессии сотрудников детского сада
не соотносит увиденную деятельность, табличку и картинку
Транспорт
Различает, но не называет транспортные средства
Не соотносит натуральный предмет, табличку и картинку
Элементарные математические представления
Однородные предметы группирует только по подражания.
Затрудняется в выделении одного предмета из группы. В понятиях один-много ориентируется. Количество пальцев с количеством предметов не соотносит. Слова «большой» - «маленький» знает. Слова «шар» и «куб» не знает, не говорит, но находит парные картинки. Плохо понимает суть пространственных отношений, затрудняется в квалификации предметов, в подборе обобщающих слов. Форму предметов словом не обозначает.
Познаватель-
ные процессы, эмоционально- волевая сфера Восприятие
Знание сенсорных эталонов: соотносит основные цвета и геометрические фигуры.
Перцептивные обследующие и моделирующие действия: может по образцу собрать постройку из 3-4кубиков, по схеме – затрудняется, требуется помощь взрослого. Произвольная деятельность не сформирована.
Развитие мышления
Наглядно-действенное: собирает пирамидку из 10 колец, ориентируясь на реакцию взрослого; «Почтовый ящик» собирает, используя метод зрительного соотнесения. Матрешку собирает и разбирает самостоятельно.
Наглядно-образное : складывает самостоятельно «Разрезные картинки» из 4 частей, простой и сложный разрез.
В задании «Классификация» выполняет простые обобщения, в усложненных обобщениях затрудняется.
При анализе несообразностей «Нелепицы», определяется низкий уровень развития элементарных образных представлений об окружающем мире и логических связях и отношениях.
Память
Уровень развития зрительной памяти соответствует ниже среднего (2-3 из 9).
По методике «Шифровка» (Д. Векслер) определяется низкий уровень концентрации и переключения произвольного внимания.
По методике «Найди и вычеркни» (Р. С. Немов) определяется низкая продуктивность внимания, устойчивость внимания низкая.
Уровень развития мелкой моторики соответствует ниже среднего.
1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы
Цель: индивидуальное планирование и реализация направлений коррекционной работы, способствующих коррекции отклонений развития, усвоению программных требований адаптированной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОО, координирование всей работы по формированию словесной речи у ребенка с нарушением слуха.
Задачи:
1. Развитие коммуникации и произносительной стороны речи
2. Развивать социальные навыки и умения ребёнка.
3. Развивать познавательную деятельность.
4. Развитие познавательных процессов.
5. Развитие эмоционально - волевой сферы.
1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы
1. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности при организации коррекционной работы с разными специалистами.
2. Формирование познавательных интересов и познавательных действий, интеграция изучаемого материала в разные виды деятельности, в занятия разных специалистов, в домашние задания;
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности;
5. Сотрудничество организации с семьей;
6. Приобщение дошкольника к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Концентрическое наращивание содержания дошкольного образования во всех пяти образовательных областях; его возрастная и индивидуализированная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям слухоречевого развития).
9. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка
10. Взаимодействие специалистов; четкое распределение ответственных за реализацию направлений деятельности коррекционной работы между членами команды педагогов и родителями.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
Образовательные деятельности Планируемые результаты
Речевое развитие По разделу «Обучение произношению»
- По побуждению педагога начала давать ответную голосовую реакцию на обращение к ней взрослого.
- По показу с тактильным контролем научилась произносить звуки ([А], [О], [У], [И], [Э], [М], [П], [Т], [Н], [Ф]) и воспроизводить их изолированно, в звукоподражаниях, лепетных словах и полных словах (всего не менее 20).
- По побуждению произносит звукоподражания, лепетные слова, полные слова (мама, папа, тата, дом т. д).
По разделу «Развитие речи» :
- Начала фиксировать взгляд на лице говорящего.
- Пытается подражать речи взрослых в доступной для ребенка форме (артикулирование, воспроизведение звуков и слогов, лепетных и усеченных слов, контура слов).
- Начала различать и подкладывать парные таблички к фотографиям мамы, папы (имя ребенка).
- По побуждению и самостоятельно начала воспроизводить звукоподражания, лепетные и полные слова (см. словарь в приложении 1).
- По побуждению при сопряженном проговаривании начала воспроизводить короткую фразу из 2 слов (с учетом произносительных возможностей ребенка) (папа тут и т. п).
Социально-коммуникативное развитие своевременно и аккуратно совершает свой туалет, пользуется туалетной бумагой, моет руки после посещения туалета; пользуется для вытирания лица и рук своим личным полотенцем.
Умеет вести себя во время еды, ест аккуратно.
У ребенка наблюдается доброжелательное отношение друг к другу, ко взрослым. Умеет здороваться, прощаться, благодарить (кивком).
У ребенка имеется интерес к играм, желание играть с предметами и игрушками.
Умеет играть рядом, положительно относится к играм друг друга. Умеет играть вместе.
Бережно относится к предметам и игрушкам, умеет класть игрушки на место, умеет правильно пользоваться ими.
Познавательное развитие Помещения группы. Умеет ориентироваться в группе (уголок игрушек, уголок природы и т. д., в раздевалке (находить свой шкафчик, в спальне (находить свою кровать, свой стульчик).
Двор. Игровая площадка. Умеет ориентироваться на территории игровой площадки, находится во время прогулки на территории своей площадки, умеет показывать вход в помещение детского сада.
Семья. Люди. Умеет узнавать детей, взрослых и работников группы. Умеет различать по фотографиям и членов своей семьи (мама, папа, баба).
Игрушки. Умеет играть с игрушками в игровом уголке.
Одеждами обувь. Знает назначение предметов одежды и обуви.
Продукты питания. Умеет различать продукты питания, (суп, каша, хлеб, чай).
Посуда. Знает назначение посуды. Умеет использоваться посудой и столовыми приборами (тарелка, чашка, ложка, маленькая ложка).
Мебель. Расширять представления о мебели. Рассматривание мебели в группе, в классе, в спальне (стол, стул, кровать, шкаф). Демонстрация способов использования мебели: на чем сидят, на чем спят, за чем едят, где хранят игрушки, посуду.
Растения. Проводить наблюдения за растениями на участке.
Фрукты, овощи. Учить различать по внешнему виду 2—3 вида фруктов и овощей (яблоко, груша, виноград, апельсин; морковь, огурец, помидор). Познакомить со вкусовыми качествами, цветом, формой; демонстрировать сырые, вареные, целые и измельченные овощи и фрукты. Демонстрация натуральных фруктов и овощей, муляжей, картинок, их соотношения.
Животные. Знает представления о животных (собака, кошка, птички, рыбы). Знает их повадки (на улице, в живом уголке). Умеет соотносить игрушки (муляжи) с картинками; умеет имитировать движения, звукоподражания.
Погода. Природа. Умеет наблюдать за состоянием погоды (светит солнце, идет дождь, дует ветер, идет снег, холодно, тепло).
По разделу «Формирование элементарных математических представлений» :
- Выделяет один и много предметов из множества;
- По показу составляет группы однородных предметов (множества).
- Начала подкладывать таблички к количеству предметов один-много.
- Соотносит предметы по величине большой - маленький.
- Соотносит предметы по количеству в пределах трех.
- Сопоставляет два предмета по величине (большой - маленький).
- Ориентируется в пространстве группы (с использованием естественного жеста вот, там, тут, по побуждению воспроизводит слова вот, там, тут.
Художественно-эстетическое развитие Положительно эмоционально относится к деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию) и ее результату. Знает свойства материалов (бумага, глина, пластилин, краски, клей, строительный материал, необходимыми для изобразительной деятельности орудиями (карандаш, кисточка) и с оборудованием (при лепке необходима клеенка, при наклеивании — клеенка и тряпочка).
Конструирование. Умеет правильно пользоваться строительным материалом, кладет их, делает простейшие постройки, в пределах построек использует строительный материал разной формы с учетом устойчивости и величины.
Лепка. Знает свойства пластилина: мягкая, можно мять, рвать на куски, соединять куски, можно лепить. Лепить на дощечке, не разбрасывать пластилин; раскатывать ком пластилина между ладонями круговыми движениями, в длину; расплющивать шарообразный ком пластилина между ладонями; соединять части, плотно прижимая, их друг к другу.
Рисование. Правильно сидит за столом, придерживает бумагу одной рукой, правильно держит карандаш (фломастер, кисточку.
Аппликация. Выкладывает и наклеивает элементы изображения цветной стороной вверх, намазывает клеем тыльную сторону. Намазывает бумагу клеем да клеенке, пользуется тряпочкой.
Музыка
- проявляет интерес и реагирует на начало и окончание звучания музыки,
-пытаться извлекать звуки из музыкально-шумовых инструментов,
- ощущает вибрацию барабана, погремушек, металлофона,
- выполняет танцевальные движения,
- протяжно пропевает гласные и слоги, сочетая произношение с движениями (рук, ног, туловища, с действиями предметами).
Физическое развитие Ходьба (умеет по подражанию воспитателю и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов) стайкой за воспитателем; от стенки к стенке стайкой по сигналу барабана или бубна; друг за другом вдоль каната за воспитателем. Бег (умеет по подражанию воспитателю и самостоятельно с использованием звуковых сигналов) стайкой за воспитателем; группой за воспитателем; группой вдоль зала к воспитателю; Прыжки (умеет по подражанию воспитателю и со страховкой). Спрыгивает с доски, приподнятой над полом на 5 — 10 см, сначала с помощью взрослого.
Развитие познавательных процессов, эмоционально- волевой сферы Имеет интерес к играм, желание играть с предложенными предметами и игрушками.
Умеет вычленять признаки и свойства предметов и ориентироваться на них в процессе дидактических игр.
Различает цвета, ориентируясь на образец и словесное указание «Дай такой» используются кубики, шарики, цветные карточки, фишки). Делает выбор из 2 цветов. Умеет вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета (к желтой полоске — желтый шар, кубик и т. д.).
Соотносит объемные и плоскостные формы: закрывание коробочек и баночек крышками различной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные); проталкивание геометрических форм в прорези коробки (2—3 прорези).
Сличает парные (одинаковые) предметы, парные картинки между собой, предметы с соответствующими картинками.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент).
Область Задача
Физическое воспитание Соответствует программе
Художественно-эстетическое Соответствует программе
Речевое развитие Обучение произношению
Развитие речи
Познавательное развитие Соответствует программе, но темы: Продукты питания, мебель, погода, природа переносятся в режимные моменты.
Социально-коммуникативное Соответствует программе
Познавательные процессы Соответствует программе
Перечень учебно-методического и программного обеспечения.
Программное обеспечение АОП ДОУ
Методическое обеспечение
1. Головчиц Л. А., Носкова Л. П., Шматко Н. Д. и др. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. «Просвещение» 1991 год
2. Носкова Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 344 с. – (Коррекционная педагогика).
3. Давыдова О. Г., Северенчук М. Л. Особенности общения детей дошкольного возраста с разными речеслуховыми возможностями в условиях интегрированного образования. - Красноярск, 2010.
4. Носкова Л. П. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста, - 1991.