Татьяна Ткаченко
Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «Познавательное развитие» разработана на основе программы дополнительного образования «Все в моих руках» для детей школьного возраста с умственной отсталостью ГБУ РХ «Республиканский дом – интернат «Теремок», Устава учреждения, а также с учетом требований СанПина.
Рабочая программа предназначена для коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с детьми школьного возраста с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Срок реализации – 1 год.
Публикация «Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития, нашедшие отражение в комплексных программно-методических материалах Бгажноковой И. М., Ульянцевой М. В., Комаровой С. В.
Цель: создание условий для познавательного развития детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность детей;
развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения;
формировать представлений о себе и ближайшем социальном окружении;
формировать пространственные, временные и элементарные математические представления;
развивать сенсорно-перцептивные способности в различных видах деятельности.
Приоритетные принципы и подходы к реализации программы
Принцип единства диагностики и развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.
Деятельный принцип коррекции. Теоретической основой для данного принципа является теория психического развития ребёнка, разработанная в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребёнка. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования.
Принцип индивидуально – дифференцированного подхода - изменение содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип комплексности организации коррекционной работы. С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Ребёнок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребёнок развивается в системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребёнок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
Принцип усложнения. Усвоение программного материала выстроено поэтапно: от простого – к сложному.
Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный психологический фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Методы и приемы реализации программы
В процессе обучения детей с умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:
- совместные действия детей и взрослого;
- действия по подражанию действиям учителя - дефектолога;
- действия по образцу, по словесной инструкции;
- элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
- воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками, на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции учителя - дефектолога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности.
Занятия для детей с УО строятся на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. При этом учитывается, что динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
Структура коррекционно-развивающего занятия
Структурно каждое занятие учителя-дефектолога включает три этапа:
Организационный – предназначен для установления эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
Обучающий этап – включает в себя основное содержание предстоящего занятия. В этой части предусматриваются разные виды деятельности педагога и детей, которые направлены на достижение цели и задач занятия.
Заключительный этап занятия оформляется как поощрение деятельности, на данном этапе отмечаются усилия и успехи ребенка. Разрешается свободно поиграть с игрушкой по выбору, прощание с детьми, называние их по имени. Также предполагается оценка трудностей, успехов, результатов продвижения детей по формируемым понятиям в конце каждого занятия.
Характеристика познавательного развития детей
Для детей школьного возраста с умственной отсталостью характерны следующие особенности познавательного развития:
- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;
- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико - фонематической, лексической, грамматической;
- характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;
- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
- восприятие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются замедленностью, фрагменарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания, что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;
- недоразвитие мышления проявляется в беспорядочности, бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых связей, отмечается трудность их установления, инертность, а также узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;
- объем памяти незначительный, а недостаточность мыслительной деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;
- дети с УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, а критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.
Несмотря на ряд указанных особенностей, дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания и развития способны овладеть сенсорными представлениями, коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.
Категория и возраст обучающихся
Программа направлена на развитие познавательной деятельности воспитанников дома-интерната с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости, в возрасте от 7 до 18 лет. Содержание программы распределено в соответствии с возрастом детей и по годам обучения:
1 год обучения - от 7 до 10 лет.
2 год обучения – от 10 до 13 лет.
3 год обучения – от 13 до 16 лет.
4 год обучения – от 16 до 18 лет.