Ветчинкина Галина
Индивидуальная программа арт-терапевтической направленности «И мир станет ярче» (пояснительная записка)
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Общие сведения о ребенке
2. Особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
3. Виды арт-терапии и их коррекционное воздействие
4. Работа с родителями
5. Перспективное планирование занятий
6. Библиографический список
Пояснительная записка
Публикация «Индивидуальная программа арт-терапевтической направленности „И мир станет ярче“ (пояснительная записка)» размещена в разделах
Данная индивидуальная программа арт-терапевтической направленности предназначена для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата и умеренной умственной отсталостью. Программа составлена с учетом психофизических и индивидуальных особенностей ребенка.
Реализация программы предполагает дифференцированный подход к ребенку, а результативность целей и задач зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Программа предусматривает индивидуальные и подгрупповые занятия с девочкой в арт-терапевтической студии 2 раза в неделю в течение 18 месяцев. Продолжительность индивидуальных занятий – 20-30 минут, подгрупповых-30-40 минут.
Цель: создание условий для гармонизации личности ребенка с проблемами развития, расширение возможностей социальной адаптации посредством художественной деятельности.
Задачи:
— стимуляция двигательной активности, коррекция нарушений общей и мелкой моторики, коммуникативной функции;
— формирование познавательной, личностной активности, самостоятельности, расширение социальных контактов;
— активизация творческих проявлений, развитие чувства ритма; слухоречевой памяти;
- усвоение новых положительных установок и форм поведения в среде сверстников; улучшение детско-родительских отношений;
— развитие всех видов восприятия, когнитивных процессов.
Данная программа выстроена и опирается на следующие педагогические принципы:
•Принцип единства коррекции и развития.
Целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений.
•Принцип единства диагностики и коррекции развития.
Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования.
•Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации.
Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами.
•Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
•Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия.
Позволяет оказать помощь ребенку и его родителям. Выбор методов, композиция модели из нескольких методов определяется в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организации условий проведения.
•Принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы.
Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития.
•Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком с проблемами.
Предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веры в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
•Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком (семьи, ближайшего окружения). Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют зону его ближайшего развития.
Общие сведения о ребенке
Ф. И. ребенка Екатерина У.
Возраст: 11 лет.
Заключение ПМПК: выявлены особенности, свойственные детям со сложной структурой дефекта: нарушением опорно-двигательного аппарата, умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи, дизартрией.
Срок реализации индивидуальной программы :18 месяцев.
Сведения о семье: семья полная, благополучная, обеспеченная, двое детей.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка:
Девочка передвигается самостоятельно, однако движения ограничены, заторможены. Общая и мелкая моторика сформированы частично. Эмоционально-волевая сфера характеризуется лабильностью. Избирательно идет на контакт со сверстниками и взрослыми. В случае ссоры обидчива, плаксива. Игровая деятельность сформирована, девочка самостоятельно проявляет интерес к игрушкам, действия по назначению совершает, производит с ними простые манипуляции. С интересом участвует в коллективных и сюжетно-ролевых играх.
Уровень сформированности когнитивных процессов низкий. Активное внимание и умственная работоспособность имеют выраженные признаки трудностей их произвольной регуляции в втде суженного объема, трудностей переключения, повышенной истощаемости, утомляемости. Память механическая. Уровень зрительной памяти – средний. Развита тактильная и слуховая память, как кратковременная, так и долговременная. Мыслительные процессы структурно не нарушены, в полном объеме недоступны. Пространственно-временная ориентация развита слабо Основные цвета, геометрические фигуры, величину частично дифференцирует. Связная речь присутствует. Инструкции выполняет по мере заинтересованности заданием. Фонематический слух снижен, артикуляционная моторика нарушена. Активный словарь развит на бытовом уровне.
Особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Понятие нарушения функций опорно-двигательного аппарата носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Причины этих расстройств могут быть генетическими, а также эти нарушения могут возникнуть вследствие органического повреждения головного мозга и травм опорно-двигательного аппарата. Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития: в большинстве случаев эти недостатки имеют сложную природу. Они обусловлены как непосредственно поражением головного мозга, так и являются следствием депривации, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. Наиболее часто встречающаяся форма нарушений опорно-двигательного аппарата у детей это детский церебральный паралич.
При детском церебральном параличе, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Больные дети, у которых поражены правые конечности, вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и графическими навыками. Тонкие движения пальцев неразвиты практически у всех детей. Речевые нарушения выявляются у большинства больных ДЦП, чаще всего — различные формы дизартрии. Выраженность дизартрических нарушений может быть разной — от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи.
Наличие речевых нарушений часто снижает мотивацию к речевому общению, ведет к трудностям речевого контакта. У части детей, преимущественно с гиперкинетической формой ДЦП, выраженные дизартрические расстройства сочетаются с нарушениями слуха, а также и нарушениями зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения. Формирование познавательных процессов при ДЦП характеризуется задержкой и неравномерным развитием отдельных психических функций. У многих детей отмечаются трудности в развитии восприятия и формировании пространственных и временных представлений, схемы тела.
Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти. Следует отметить, что у большинства этих детей имеются значительные потенциальные возможности развития высших психических функций, однако физические недостатки (нарушения двигательных функций, слуха, зрения, нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социально-культурной депривации маскируют эти возможности. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерны особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера. Еще одной важной особенностью личностного развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является наличие страхов, связанных с двигательными ограничениями — дети и подростки боятся падения, высоты. На основе этих психологически понятных страхов возникает страх новой обстановки, боязнь остаться в одиночестве, постоянная тревога за свое здоровье. Все эти особенности, характеризующие нарушения развития у детей данной группы, требуют целенаправленной коррекции и профилактики.
Развитие таких качеств у данной группы детей связано с двумя причинами — ранним осознанием физического дефекта и переживаниями своей неполноценности, а также с неправильным воспитанием, часто встречающимся в тех семьях, где растут дети с двигательными нарушениями. Особенностью этого воспитания является гиперопека, ограничивающая активность и самостоятельность ребенка.
Виды арт-терапии и их коррекционное воздействие
Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой. Взоры многих современных исследователей все больше обращаются в сторону различных видов искусства в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных средств.
Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Однако основой для всех видов арттерапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии ребенка.
В коррекционных целях применяются разнообразные виды арт-терапии :
- музыкотерапия (нормализация психоэмоционального состояния через воздействие музыкой);
- кинезитерапия (снятие через ритмические движения мышечного напряжения);
- куклотерапия, сказкотерапия (идентификация с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки);
- изотерапия (рисунок, лепка, аппликация);
- пескотерапия
- игротерапия (усвоение навыков социального взаимодействия)
- цветотерапия.
Часть занятий арт-терапевтической направленности предусматривают бинарный подход (совместное проведение занятий с другим специалистом) для более углубленного подхода к его содержанию.
Различные виды арттерапии предоставляют ребенку возможность творческого самовыражения и самопознанияи позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Формы и методы работы
- наглядность
- демонстрация
- наблюдение
- моделирование ситуаций
- беседа
- показ
- ИКТ
- продуктивная деятельность
- восприятие музыки
- музыкально-ритмические движения
- игра на детских шумовых инструментах
- драматизация
- игровая деятельность.
Структура занятий
Установление эмоционального контакта с ребенком, организация его внимания на предстоящий вид деятельности.
Включение в арт-терапевтический процесс.
Рефлексия.
Материальное обеспечение программы
Занятия с ребенком будут проводится в специально оборудованном помещении арт-терапевтической студии, которая имеет 3 зоны:
рабочая зона (изоматериалы, мольберты, песочный стол, детские шумовые инструменты, кукольный, пальчиковый и настольный театры, шапочки для драматизации, и др.);
релаксационная зона (ковровое покрытие, мягкие модули, цветные подушки);
техническая зона (интерактивная доска, ПК, мультимедийное оборудование, магнитофон, интерактивная светозвуковая система «Лайт Бим»).
Также часть занятий будет проходить в музыкальном зале, где имеется пространство для разучивания музыкально-ритмических движений, танцев и игр.
Диагностика
Диагностические срезы проводятся один раз в полугодие в форме наблюдения, моделирования ситуаций, беседы, оценивания результатов продуктивной деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы
Девочка станет более активной в общении с окружающими, увереннее будет чувствовать себя в среде сверстников, расширит художественно-эстетические представления, у ребенка вырастет двигательная активность, самостоятельность, появится раскрепощенность, сформируется чувство ритма, активизируются творческие проявления, нормализуется психоэмоциональное состояние.
Работа с родителями
Работа с родителями предполагает проведение 1 раз в месяц практических занятий с ребенком и ее родителями (мамой) в соответствии с перспективным планированием, консультирование по запросу, предоставление родителям информационно-просветительских материалов (буклетов, брошюр и т. д., что будет способствовать улучшению детско-родительского взаимодействия, позитивным установкам в семье.