Валентина Крылова
Из опыта работы «Валеологическая культура как средство социально-личностного развития старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных задач развития общества является обеспечение здоровья людей и в первую очередь подрастающего поколения. Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения в ХХI веке. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели: физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей, более 50 % дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, 15-20 % имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребенка к социализации. В соответствии с определением ВОЗ, "здоровье является не только биологической, но и социальной категорией".
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Осанка. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность и результат успешного педагогического процесса.
Под валеологической культурой здоровья ребёнка понимается совокупность трё х компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Таким образом, можно заключить, что культура здоровья является условием успешной социализации и её результата – социально-личностного развития ребёнка в дошкольном детстве.
Работаю по этой теме на протяжении трёх лет.
Цель моей работы : определение и конкретизация сущности валеологической культуры старших дошкольников и её влияние на социально – личностное развитие.
Для реализации поставленной цели следовало решить следующие задачи:
1. Ознакомиться с особенностями валеологической компетентности воспитанников детского сада.
2. Увидеть зависимость культуры здоровья и социально-личностного развития детей.
3. Выработать оптимальные формы и методы работы по формированию валеологической культуры в дошкольном учреждении.
Социально-личностное развитие включает в себя оформляющийся образ Я ребёнка и его социальную компетентность.
Применение знаний о валеологической культуре у детей мною выявлялось через наблюдение за поведением в различных видах деятельности: игровой, познавательно-практической, в труде и общении. Я заметила, что большинство дошкольников не только обладают знаниями по сохранению и укреплению здоровья, структуре человеческого организма, но и правильно применяют их на практике и в жизни.
Наблюдая за детьми в ситуациях, угрожающих здоровью, можно увидеть, как дошкольники выражают своё отношение к ним и факторам, которые порождают эти ситуации.
Так, например, Алина после обеда обратилась к детям: «Не забудьте, обязательно пополоскать рот, так как у нас сейчас во рту может скопиться много микробов», а Настя во время сбора на прогулку громко сказала: «Лёша, завязывай шнурки потуже, а то, когда они развяжутся, можешь упасть и удариться. Это опасно ведь очень».
Быть здоровым, по мнению старших дошкольников, это, прежде всего никогда не болеть, не принимать лекарства, не ходить в поликлинику, а также быть весёлым и радостным, счастливым и умным. Дети считают быть здоровым хорошо. Они уверены, что здоровье зависит и привычек человека и объясняют это следующим образом: «вести себя нужно хорошо, тогда будет и здоровье», «если не будешь делать зарядку, будешь слабым», «нельзя грызть ногти, драться, можно пострадать или даже заболеть серьёзно».
Дети старшего дошкольного возраста склонны к обобщению, поэтому дают советы даже взрослому, как сохранить здоровье: не кричать на улице, есть чеснок и лук, всегда смеяться, ходить в детский сад, делать прививки, есть витамины, мыть руки, одеваться по погоде, делать зарядку, хорошо кушать, закаляться.
Старшие дошкольники знают, что есть вредные и полезные микробы. Их рассуждения о вредных микробах носят следующий характер: «Микробы – это маленькие плохие, которые нас заражают. Чтобы не заболеть, нужно мыть руки с мылом. Умываться, мыть фрукты и овощи, ничего не брать в рот грязного».
Доминирующее большинство детей пяти-шести лет считают себя здоровыми, объясняют они это тем, что: «Я ведь хожу в детский сад».
В социальном аспекте здоровье глазами детей старшего дошкольного возраста – это быть вежливым, не быть злым и не драться, а также не создавать опасные ситуации своим поведением и общением. «Знакомых людей можно называть на ты, а вот незнакомых только на вы».
Основным противоречием между знаниями и умениями старших дошкольников остаётся отсутствие переноса чаще всего превосходных знаний о здоровье, здоровом образе жизни и безопасном поведении в повседневное поведение детей. Дети старшей группы лучше всего подготовлены к самостоятельному решению задач, связанных со здоровым образом жизни и безопасным поведением, чуть хуже – к задачам оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
С помощью диагностики выяснила уровни валеологической культуры, культурно – гигиенические навыки и социально-личностное развитие дошкольников.
Анализируя полученные данные, я отметила, что знания детей группы о валеологической культуре значительно повысились (2013г. - 56%, 2014г. - 75%). Ребята стали лучше понимать значение чистоты, опрятности, утренней гимнастики для собственного здоровья.
Используемый метод наблюдения показал, какими культурно-гигиеническими навыками владеют дети. У детей значительно повысился уровень навыков самообслуживания по сравнению с первоначальными результатами (2013г. – 45%, 2014г. -75%).
Дети – носители валеологической культуры, по результатам социометрического исследования, являются предпочитаемыми в общении и совместной детской деятельности.
По результатам обследования детей средней группы уровень социально-личностного развития составляет 58% (средний уровень, а уровень детей старшей группы - 82%, что является высоким показателем уровня развития детей.
Сравнивая результаты обследования детей по валеологии и социально-личностному развитию можно сделать вывод, что дети, имеющие низкий уровень валеологической культуры, имеют низкий уровень и социально-личностной компетентности.
Таким образом, валеологическая культура дошкольника как условие социально – личностного развития – это осознанное отношение ребёнка к здоровью и жизни человека.
Литература.
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. - СПб. : Детство пресс, 2002.
2. Агаджанова С. Н. Медико-педагогические аспекты оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях // Дошкольная педагогика. 2008. №7 (48).
3. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.
4. Васильева Т. М. Валеологическое образование дошкольников // Дошкольная педагогика. 2004. №2 (17).
5. Гуменюк Н. А., Слисенко Е. И. Новые валеологические технологии // Дошкольная педагогика. 2005.№1 (22); 2005. №2 (23).
6. Гун Г. Е. Здоровье детей – категория педагогическая // Дошкольная педагогика. 2009. №1 (50).
7. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М. : педагогическое общество России, 2006.
8. Деркунская В. А. Что думают современные дошкольники о здоровье // Дошкольная педагогика. 2004. №4 (19).
9. Деркунская В. А. Ситуационные задачи в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности // Дошкольная педагогика. 2009. №6 (55).
10. Зимонина В. Н. Воспитание ребёнка дошкольника. Расту здоровым. – М. : ВЛАДОС,2004.
11. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия. – М. :ТЦ Сфера, 2004.