Татьяна Алферова
«Звук и буква П». Коррекционно-развивающая деятельность по формированию фонематического восприятия детей с ЗПР
“Звук и буква “П”.Коррекционно-развивающая деятельность по формированию фонематического восприятия детей с задержкой психического развития. Первый год обучения.
Тема: “ Звук и буква “П”.
Цели
Коррекционно-образовательные :
Четкое произнесение звука изолированно, в слогах, словах.
Произнесение слоговых цепочек.
Выделение звука в словах.
Определение места звука в словах.
Составление схему предложения.
Знакомство с образом буквы “П”.
Коррекционно-развивающие :
Публикация «„Звук и буква П“, Коррекционно-развивающая деятельность по формированию фонематического восприятия детей с ЗПР» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза.
Совершенствовать зрительную и вербальную память.
Продолжать развивать фонематическое восприятие.
Учить строить простое предложение с предлогом.
Развивать мелкую моторику.
Работать над пространственной ориентировкой и предупреждением оптической дисграфии.
Коррекционно-воспитательные :
Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Развивать произвольность поведения и внимания.
Прививать интерес к мыслительной деятельности.
Оборудование: оральные образы гласных звуков, зеркала, речевой профиль звука, сигналы гласных и согласных звуков, плоскостное изображение сказочных героев (внучка – Почемучка, царь, Попугай, поезд, схема предложения, предметные картинки, буква, цветные карандаши, листа (А-4) с изображением букв, расположенных по-разному, пластилиновые дощечки, палочки
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дидактическая игра “ Угадай звук”. Дефектолог показывает оральные
Образы гласных звуков – дети их произносят. Закрепляется понятие гласный звук. Уточняется символ – кружок красного цвета.
2. Выставляется картинка Внучки-Почемучки. Дефектолог рассказывает короткую сказку. В одном царстве-государстве жил-был кроль и у него была Внучка-Почемучка. Назвали ее так потому, что она часто задавала вопросы: “Почему солнце светит? Почему ветер дует и т. д. ” Однажды она захотела посмотреть мир и убежала из царства. Пришла к нам в гости и принесла вам картинки. Дети отраженно произносят слова со звуком “П”. Уточняют, какой одинаковый звук слышится во всех словах? Произносят звук тихо, громко. Вывешивается артикуляционный профиль звука, рассматривается. Дается характеристика: звук “П” согласный (есть преграда, твердый, глухой (проверяется тактильно). Обозначается кружком синего цвета. Характеристику повторяет каждый ребенок. Фонетическая ритмика.
Уточняется, с какого звука начинается имя Почемучки.
3. Идет Внучка-Почемучка по лесу и повстречала Попугая. Он захотел поиграть с ней в игру дидактическую игру “ Повтори за мной слоги”.
Предлагается детям точно воспроизвести слоги :
Па – па – по по – по – па па – по – па и т. д.
4. Идет Внучка-Почемучка дальше по лесу и повстречала зайку. Захотела с ним поиграть. Давайте и мы с ними поиграем.
Физминутка :
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи.
Лапкой лапку постучи, постучи.
Ты на травку упади, упади.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
5. Почемучка снова пришла в наш детский сад. (Дефектолог раздает детям картинки).
Предлагается найти те, в названиях которых есть звук “П”. Дети находят из двух картинок нужную, называют ее.
6. Дидактическая игра “ Поезд”. Выставляется картинка с изображением поезда с тремя вагонами. Дефектолог сообщает, что Внучке-Почемучке пора возвращаться в свое царство к дедушке, ведь он очень волнуется за нее. Предлагается подарить ей картинки со звуком “П”. Но картинки надо расставить в нужные вагоны. Если звук стоит в начале слова, то картинку надо ставить в первый вагон, если звук в середине, то во второй, если в конце слова, то в последний вагон. Внучка-Почемучка прощается с детьми и уезжает на поезде.
7. Дефектолог предлагает составить предложение:
Почемучка едет в поезде. Детям дается задание выложить схему этого предложения.
8. Закрепляются понятия “ звук – буква” (звук произносим и слышим, а букву пишем и видим).
Знакомство с образом буквы : рассматривается буква, уточняется, из каких элементов она состоит, чтение стишка о букве, выкладывание буквы из палочек.
Пальчиковая гимнастика “ Этот пальчик”.
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
Это пальчик – это я, вот и вся моя семья!
9. Написание буквы с комментированием на пластилиновых дощечках. Затем предлагается найти букву среди других букв, расположенных на листе бумаги по-разному и обвести ее синим карандашом.
10. Итог. Кто приходил к нам в гости? С каким звуком познакомились? (Повторяется характеристика звука : звук “П” согласный, твердый, глухой). Дается положительная оценка работы детей.