Мария Исупова
Исследовательско-творческий проект «Знакомство с народными промыслами Вятки»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско – творческий проект
Направление проекта : «Знакомство детей с дымкой»
Вид проекта : исследовательско - творческий.
Характер участия детей в проекте : участники проекта от зарождения идеи до получения результата
Количество участников в проекте : групповой
Продолжительность проекта : долгосрочный (2 мл гр-знакомство и лепка из глины, ст дошк возраст – изготовл дымков игр)
Участники проекта : дети 2 мл групп,
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Знакомство с народными промыслами Вятки“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель-результат: у детей сформируется познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с декоративно-прикладным творчеством Вятки.
Задачи проекта :
• познакомить детей с декоративно-прикладным творчеством;
• создать условия для приобщения детей к народной культуре;
• систематизировать знания детей о народных художественных промыслах, его видах и направлениях;
Актуальность проекта :
Впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. С самого раннего возраста дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путём накопления чувственных впечатлений от окружающих ребёнка вещей. Знакомство с народной культурой способно обогатить впечатлениями от подачи совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не мог встретить в доступной ему деятельности.
За ум, золотые руки и светлую душу, жителей города, добившихся особого мастерства в ремесле и рукоделии, называли мастерами (мужчин) и мастерицами (женщин). Их изделия, сохранившиеся с давних времен, можно увидеть в краеведческих музеях нашего города, а иногда и в наших домах – как семейные реликвии, доставшиеся от прабабушек и прадедушек. Но не перевелись в глубинке нашего города известные земляки – педагоги. И сегодня в городах можно встретить таких знаменитых людей, которые создают своими руками полезные и красивые вещи: корзины и вазы из лозы, вышитые рубашки и платья, кружевные скатерти и салфетки, вязаные шали и шарфы, варежки, куклы-обереги, и конечно же не дымковские игрушки, лепка из глины.
И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать культурные традиции.
Поэтому, разрабатывая проект «В гостях у мастерицы», я надеялась, что встреча с мастерице окажет большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка, разовьет его любознательность, интерес, воспитает чувство прекрасного, сделает ребенка чутким, добрым, мудрым.
Рождение проблемы.
Дети с начиная со старшего дошкольного возраста должны знать известных педагогов нашего города, многие дети уже ходят на занятия, посещают кружки, участвуют в выставках.
Так возник наш проект «Мастерица в гостях у детей!»
Прогнозируемые результаты:
• сформируется устойчивый интерес детей к народным промыслам; эмоционально – положительное отношение к народному творчеству и культурной жизни города Вятки;
• сформируются представления о народных промыслах и умения их различать;
• в ходе совместной проектной деятельности разовьются умения общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
• разовьются творческие способности детей, практические умения по работе с глиной
• дети начнут ценить и уважать ручной труд взрослых, станут гордиться работами своих земляков, сформируется уважение к историческому наследию;
• глядя на работы мастерицы, у ребенка появится стремление и желание участвовать в этом процессе.
Содержание практической деятельности по реализации проекта
I. Этап – Организационный.
• заинтересованность идеей детей. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
• Диагностика детей о русских народных промыслах.
Методы диагностики:
- собеседование с детьми;
- наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
• Изучение литературы об истории народных художественных промыслов
• Сбор информации о людях нашего города, занимающихся декоративно-прикладным творчеством.
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами, узорами).
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами – для детей ст дошк возр – схемы, этами изготовления игрушки дымковской.
II. Этап – Практический.
Дети любят работать руками, и занятия с глиной является хорошим способом борьбы со скукой. Дети могут замешивать её, делить на части, формировать маленькие фигуры — и они могут сломать, то, что сделали и начать снова! Это простой способ тренировки мелкой моторики.
Детям провела краткое введение в работу с глиной (например, убедитесь, что они не кладут глину в рот) И организовать специальную рабочую зону. Занятия с глиной психологи называют Глинотерапия – для них это метод психотерапевтической работы. Глина передаёт характер, эмоции, внутренний мир и состояние души человека. Стоит отметить, что данная методика полезна для людей любых возрастов.
Беседы с показом презентаций: Ст дошк возр
• Художественная роспись: «Жостовская», «Хохломская», «Городецкая»;
• Изделия из глины: «Дымковская игрушка», «Водоноска», «Свистулька»;
10. Картотека художественного слова: стихи, рассказы о народных промыслах.
III. Этап – Заключительный.
1. мастер-класс работы с глиной ( ответственные: воспитатели)
3. Организация выставки детских, поделок, посвященных декоративно-прикладному творчеству. Лепка из глины и ее результат
Результат проекта.
Викторина для детей на закрепление полученных знаний «Что мы знаем о народных художественных промыслах Вятки?